Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Транспортная инфраструктура

01.10.2015 18:45 admin Экономика Дагестана 690

Дагестан, будучи частью России, географически выгодно расположен и служит «мостом», связывающим Азию с Европой, являясь важным звеном международных транспортных сообщений между Севером и Югом.

Направление массовых перевозок пассажиров и грузов между центрами социально-экономической активности, которое обслуживается различными видами транзита, способными обеспечить высокие скорости перевозки.

Дорожная отрасль Дагестана по всем параметрам выполняет программу дорожно-строительных работ. В 2007 г. годовой объем финансирования, предусмотренный в мероприятиях по государственной поддержке дорожного хозяйства республики, освоен практически полностью. Из общего объема строительства и реконструкции дорог за счет субсидий из федерального бюджета построено и реконструировано 28,9 км дорог и восемь мостов общей длиной 432,8 погонных метра. За счет средств республиканского бюджета построено 7 км дорог и четыре моста длиной 223,6 погонных метра. Вместе с тем в 2008 г. введено в эксплуатацию и реконструировано более 9 км дорог, ведущих к пограничным заставам, и четыре моста длиной 76 погонных метров.

Zheleznodorozhnyj vokzal g. Mahachkala

Роль целевого проектирования в развитии дорожной инфраструктуры возрастает. Так, среди наиболее значимых объектов управления, сданных в эксплуатацию, необходимо отметить мостовой переход через р. Терек на границе Дагестана с Чеченской Республикой, расположенный на автомобильной дороге Хасавюрт-Гребенская, который не эксплуатировался более 10 лет. Велись работы по строительству третьего пускового комплекса автомагистрали технической категории Махачкала - аэропорт. На данном участке завершено сооружение путепровода через железную дорогу общей площадью мостового полотна 8,6 тыс. м и подготовлено основание для устройства покрытия. Приоритетная задача, стоявшая перед дорожными строителями, - выполнение программы по реконструкции и вводу в эксплуатацию участков дорог, входящих в состав автодорожного маршрута Махачкала-Ботлих.

За два истекших года использование практики целевого управления позволило завершить работы на объектах маршрута, при этом сдано в эксплуатацию более 30 км дорог и четыре моста общей длиной около 230 погонных метров. Кроме того, результатом деятельности прошедших двух лет явилось окончание строительства автомобильной дороги Гимры-Чирката, входящей в состав маршрута. Это позволило улучшить жизнь горцев и условия движения, сократить на 1,5 часа время пребывания в пути.

Увеличение объемов финансирования на 2008 г. благотворно повлияло на дальнейшее развитие сети автомобильных дорог общего пользования. Будет построено и реконструировано более 45 км дорог и пять мостов общей длиной более 177 погонных метров. Из общего объема строительства и реконструкции дорог на автодорожное маршруте Махачкала - Ботлих намечается ввести в эксплуатацию новые участки дорог и два моста.

В 2007 г. также было начато сооружение самого длинного в регионе железобетонного моста через р. Самур на автодороге Новогалцах-Тагиркент-Ялама у пограничного пункта Н. Филя длиной около 500 м.

Являясь важнейшей составляющей производственной сферы, ведущим звеном транспортной инфраструктуры Южного федерального округа, дорожно-транспортный комплекс Дагестана связывает Север и Юг, Запад и Восток. Махачкалинский морской торговый порт считается единственным незамерзающим портом на Каспии и находится в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных направлений. Кроме того, республика располагает международным аэропортом, развитой сетью автомобильных дорог. Следовательно, здесь проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные магистрали федерального значения.

Занимая ключевое геостратегическое положение, Дагестан имеет прямой выход к морю. По суше и по морю он граничит со странами ближнего и дальнего зарубежья -Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном.

Наличие транспортных потоков предполагает развитую инфраструктуру, которая позволяет в полной мере обеспечить их функционирование с применением современных технологий. Ведущая роль в реализации существующих задач принадлежит Махачкалинскому морскому торговому порту. С завершением программы его реконструкции и строительства увеличится объем доставки продукции по транспортному маршруту Север-Юг вдвое быстрее. Порт как стратегически важное связующее звено транспортной системы Юга России между государствами Каспийского региона играет важную роль одного из главных объектов социально-экономического развития Республики Дагестан.

Осуществляя транспортировку нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов, порт располагает перегрузочными мощностями в объемах 7,9 млн.. т наливных и свыше 2 млн. т генеральных грузов. В рамках программы здесь реализуется сразу два масштабных инвестиционных проекта, один из которых предполагает завершение реконструкции и развитие порта. С выходом на проектную мощность предприятие будет производить нефтеналивные работы в объеме 10 млн.. т в год, а объемы погрузоч-но-разгрузочных работ в сухогрузной гавани увеличатся примерно до 5 млн.. т в год.
Реконструкция и дальнейшее развитие Махачкалинского торгового порта вызваны усилением роли целевого управления и потребностью в обеспечении транспортно-экономических связей регионов страны, граничащих с Дагестаном по Каспийскому морю с зарубежными странами. Привлекательность проекта обусловлена расположением порта на исторически сложившихся транспортных магистралях, по которым традиционно перевозятся нефтепродукты и другие виды народно-хозяйственных грузов. Здесь успешно осуществляются дальнейшая реконструкция действующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов сухогрузов и нефтегавани с образованием акватории и территории, административных зданий, подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог и коммуникаций.

Реализация данного проекта имеет большое значение не только для экономики Дагестана, но и для всей страны, так как она обеспечивает им роль одного из главных участников процесса транспортировки каспийской нефти и перевозки продукции, производящейся в Казахстане, Турции, Индии, Иране и других странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, уменьшатся сроки транспортировки грузов по направлению Север - Юг до 21 дня против нынешних 45 по существующим сейчас маршрутам морским путем через Индийский океан, Средиземное и Балтийское моря. Предполагается, что не менее чем на 20% сократятся затраты грузоотправителей на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы, загрузятся имеющиеся мощности трубопроводной сети, железнодорожного и морского транспорта страны. Все это будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Республики Дагестан. Отдача выразится в значительном увеличении платежей в бюджеты всех уровней, создании около 2,5 тыс. дополнительных рабочих мест в транспор-тно-нефтяном комплексе Юга России.

Обеспечение устойчивого железнодорожно-паромного сообщения на Каспии укрепляет позиции страны в системе международного транспортного направления и создает основу транспортной сферы Центральная Азия -Россия - Украина - Балканские страны. Кроме того, реализация проекта обеспечивает реальный противовес другим маршрутам, следующим в обход российской территории через Закавказье.

На основании этого можно говорить о геополитическом значении проекта, которое заключается в создании на Каспийском море сбалансированной и устойчивой транспортно-технологической системы, объединяющей в единый комплекс железную дорогу, паромы и портовые сооружения для перевозки продукции смешанным железнодорожно-водным сообщением на выгодных для всей страны контрактных условиях.

Завершение в Махачкалинском морском торговом порту реконструкции нефтеналивной гавани и удлинение волнолома, а также строительства причалов для генеральных грузов и железнодорожного паромного комплекса будет способствовать эффективному развитию транспортного комплекса Дагестана, Российской Федерации, всей организации системы международных транспортных потоков между Севером и Югом.

Федеральные дороги, являющиеся частью трансконтинентального евро-азиатского маршрута и транспортного комплекса Север - Юг, на всем протяжении (644 км) имеют только две полосы движения, когда при интенсивности движения на отдельных перегонах от 8 до 20 тыс. подвижного состава в сутки по требованиям безопасности движения требуется не менее четырех полос.

Устойчивое функционирование транспортного комплекса положительно влияет на рост эффективности всей экономики региона, способствует сокращению потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры, рационализации технологии проведения работ, повышению мобильности производственных ресурсов и выявлению резервов роста хозяйственной деятельности предприятий транспорта региона.

Транспорт Дагестана обеспечивает условия жизнедеятельности людей, являясь важным фактором достижения социально-экономических, внешнеэкономических целей. Благодаря росту ВВП в последние годы изменились условия работы объектов транспортной сферы и спрос на ее услуги.

В течение 2008 г. стабильный рост объема перевозок продукции отмечен на железнодорожном транспорте. Зафиксирован прирост грузооборота и на морском транспорте. Рост абсолютных объемов народно-хозяйственных перевозок наблюдался и на грузовом автомобильном транспорте. Выросли и объемы пассажирских перевозок. Маршрутными автобусами и такси перевезено 208,5 млн.. человек при пассаж и рообороте 3175 млн. пасс.-км, что составило рост на 9,9% к аналогичному периоду 2006 г.

Дорожно-транспортная сфера, являясь составной частью региональной экономики, обеспечивает территориальную связанность страны, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территории, росту предпринимательской активности республик, краев и областей Южного федерального округа, всей страны. Наиболее крупные стратегические проблемы здесь связаны с созданием современной дорожно-транспортной сети. Дороги должны соответствовать развитию подвижного состава. В республике автодороги занимают 21,1 тыс. га земельной площади, что составляет около 1% территории Дагестана.

В настоящее время в стране около 30 тыс. населенных пунктов не имеют автодорожного сообщения, хотя в них в общей сложности проживает 15 млн.. человек, а в Южном федеральном округе и Дагестане не только крупные населенные пункты, но даже многие районные центры не соединены дорогами с асфальтобетонным покрытием, а в высокогорной части региона еще сотни населенных пунктов не имеют подъездных дорог. Одной из причин такого положения является неудовлетворительное состояние автодорожной инфраструктуры, и положение ухудшается, усиливая необходимость кардинальных мер для решения этой проблемы в регионах. Между тем важнейшие составляющие производственной инфраструктуры, в частности транспорт и связь, вносят важный вклад в производство ВВП.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте