Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Андалалское сражение (по этнографическим и фольклорным материалам)

01.10.2015 18:27 admin История Дагестана 1512

На протяжении многих веков дагестанцы вели борьбу за свою независимость с внешним врагом – гуннами, татаро-монголами, персами. В 30-х годах ХVIII в. воины иранского шаха дважды напали на Южный Дагестан и Казикумухское ханство, были разорены десятки аулов, убиты тысячи жителей. Горцы не покорились. Тогда во главе 100-тысячной армии «глава вселенной», как называли Надир-шаха, вновь вторгся в Дагестан, уничтожая все на своем пути. Но завоеватель был наказан. Объединившись в патриотическом подъеме в единую силу, дагестанцы нанесли ему сокрушительный удар.

Осень 1741 года. Войска Надир-шаха

Подошли к селениям Андалалского общества, в то время одного из самых больших обществ Дагестана. В него входили селения нынешнего Гунибского района, с населением примерно в 15 тыс. человек. Оно имело обширные земли, из них пашни около 6 тыс. га. Каждая община, входившая в общество, была самостоятельной общественно—хозяйственной самоуправляемой единицей, с установившимися формами и нормами общественных отношений, регламентированных «Сводом решений, обязательных для жителей Андалалского округа». В нем (предположительно датируется XVII веком) на арабском языке приводятся «обеты и соглашения между жителями всех селений Андалалского округа». И одно из важнейших условий - защита общества (Отечества) от чужого посягательства.

Весть о приближении врага всколыхнула всех жителей, и, согласно преданиям, началось формирование отрядов воинов в селениях, подготовка к тяжелой борьбе. Одновременно гонцы с письмами направляются в другие общества с призывом придти на помощь, объединиться против общего врага.

Подойдя к Андалалу, иранцы, как сказано в аварской историко-эпической песне,

«Между Мегебом и Турчидагом установили шатры,
Пустили коней на Обохские поля
Зажгли огни в Бухти и Согратле».

На плато Турчидаг на большом холме с ровной поверхностью (возможно, специально разровненном) был установлен шатер «завоевателя вселенной». Место это называют «холм, на котором сидел Надир-шах». Южный склон Турчидага, где впоследствии произошло сражение, представляет собой полосу длиною около 10 км и шириною 5 км с довольно крутым уклоном, особенно в верхней части. Плато Турчидаг отделяет от склона высокая скальная гряда, которая только в двух местах врезывается. На этом склоне довольно высоко расположены цепочкой три аула: Мегеб, Обох, Чох, а через речку Хегарчай, на противоположном склоне, находятся селения Бухти, Согратль, Гамсутль, внизу, ближе к реке, Шангода, лакские Палисма, Камахал Ури. Так что, это не долина, как об этом пишут, и нет там ровных полей для разворачивания конницы или большого количества войск. Это террасированные поля со скальными выходами, обрывами, узкими тропами. С учетом всего этого андалалцы готовились к боям.

Pamjatnik v Andalale

По всему видно, и об этом говорится в преданиях, персы не хотели сражения, понимая невыгодность своего положения. Как сказано в одной из песен, Надир-шаха поразило увиденное:

«На подоблачных высотах, где орлы летают, видел он
Людей-андалалцев, чьим сердцам страх неизвестен».

И источники подтверждают падение духа шахского войска, недовольство воинов. Шах посылает послов к андалалским джамаатам с предложением покориться, признать его власть, прислать продукты, коней, оружие, девушек для прислуживания и при этом воздерживается от активных военных действий против горцев.

Получив послание Надир —шаха, представители джамаатов собрались на совещание около аула Чох, это постоянное место сбора. Руководили советом кадий согратлинский и старшина чохский. Несмотря на многочисленность армии и силу врага, горцы приняли все же решение не покориться, но, чтобы оттянуть начало крупных действий со стороны иранцев, обещали дать окончательнй ответ через три дня. За это время решили укрепить подходы к аулам, устроить завалы, вырыть ямы, собрать камни. Здесь же на совете была выработана тактика боя: использовать рельеф местности, нападать неожиданно с засады, заманивать врага в ловушку, разбить его конницу на мелкие отряды, лишить маневренности. Главное - не ввязаться в генеральное сражение, не дать использовать свое преимущество шаху, а преимущество было большое По самым скромным подсчетам, как подтвеждают источники, у иранцев было 50 тыс. опытных, хорошо вооруженных воинов с пушками. А андалалцы могли выставите около 5 тыс., но на их стороне были - своя земля, мужество и свободолюбие, и рассчитывали они на помощь всех дагестанцев.

В назначенное время к Надир-шаху послали трех человек с предложением, уйти из Аварии. Послы были убиты. Тогда несколько отрядов дагестанцев напали неожиданно на шахские войска. На Турчидаге, рядом с лагерем самого шаха, был разгромлен отряд, охранявший коней, а кони, почуяв запах волка (чохцы Будай и Муса надели свежие волчьи шкуры), в панике бросились бежать. Много погибло лошадей, погибли и те два смельчака. И другой отряд персов около селения Мегеб был разгромлен почти полностью, а кони уведены.

На утро шахские войска напали на Мегеб и Обох и, не найдя никого в них, сожгли. Возвращавшиеся в свой лагерь иранцы в местности Къулаб, выше Обоха, скопились в в ущелье на узкой тропе, очищая разрушенную дорогу. В это время сверху на них летели камни, убегавших обратно добивали, сбрасывали вниз. Применить оружие горцы не могли. Горцы, спровоцировав выступление врага, заманивали их в удобные для себя места. В ауле Чох - в верхней части его - есть крутая улица, и поднимающийся по ней быстро задыхается, «завоевателей», взбиравшихся за пасущимся на видном месте скотом, убивали. Обохец по имени Джамал увел ночью любимого коня Надир—шаха и привязал на видное место. Присылаемые за ним погибали от рук обохцев и мегебцев. Над Мегебом, на границе двух селений, есть «холм, у которого было разбито войско». Рассказывают, что там погибло более тысячи иранцев.

«Лезут иранцы на горы, нет числа их ратной силе,
Но перед ними оживают камни, скалы и утесы.
Из-за них бойцам навстречу смерть холодная несется», - поется в народной песне.

Народные предания передают отдельные эпизоды борьбы с Надир—шахом, конкретизируют события или придают им эпичность, основанную на художественном вымысле. К таким можно отнести предание о поединке богатырей, бытующее в сел. Согратль.

На третий день Надир—шах, видя, как гибнут его воины, вводит в бой большое количество отрядов, но развернуться отрядам по правилам искусства ведения боя, как это было в других регионах, было негде. Одновременно бои шли в разных местах - на полях чохцев, обохцев, мегебдев, согратлинцев. Небольшим отрядам горцев было тяжело, приходилось маневрировать, потери были большие, но бои продолжались.

В этих боях уже принимали участие отряды из других обществ, в том числе и лакские, под командованием Муртазали. По существу это была партизанская война, война народная, беспрерывная, рассчитанная на изматывание врага. И погода соответствовала замыслу дагестанцев, шел холодный дождь, дороги раскисли, и они, хорошо знавшие местность, добивались успеха, и ночью не давали покоя врагу. Так продолжалось четыре дня.

В андалалском сражении женщины были рядом с мужчинами с первых дней. В народной песне сказано:

«Побежали вспять от Чоха все бойцы Надир-шаха,
Вслед им смех несется женский, смех и радостный и звонкий».

Это не художественный вымысел, и подтверждение тому - женские могилы погибших в этих боях. Есть на территории Андалала кладбище, где, по преданиям, похоронены погибшие в битвах с иранцами. Среди них есть и женские могилы.

Завершающее сражение произошло на пятый день. В местности ХицIиб, ниже селения Обох, окружив иранцев с трех сторон, дагестанцы, к этому времени подоспели отряды даргинцев, джарцев, лезгин (кюринцев), табасаранцев, воины из Хунзаха, стали теснить их к обрыву. Много погибло иранцев в этом сражении, помощь не могла прийти, дороги были перекрыты. Крупный отряд был разбит у КIанахIури около селения Мегеб. Одновременно с севера на шахский лагерь напали объединенные отряды цудахарцев и вицхинцев. Почувствовав скорый полный разгром своей армии, Надир—шах начал отступление в сторону Кумуха. Отряды, которые попытались прорваться к западу, в сторону Ругуджа, были рассеяны, разбиты.

Анализ преданий, легенд показывает, что единого общего руководства у дагестанцев не было, каждый отряд имел своего предводителя, отряды действовали исходя из обстоятельств. В этой освободительной борьбе было проявлено множество героических поступков, горцы добровольно шли на смерть ради большой цели. Народная память сохранила имена многих людей, сыгравших большую роль в организации сопротивления, возглавивших отряды ополченцев, совершивших подвиг. Назовем некоторых из них: ХарцIу и ХIуччу из Мегеба, Муртазали Кази-Кумухский, Чупалав и Давуд из Согратля, ШагIман из Обоха, Мадилав и Будай из Чоха, Амирасулав и Гунаш из Ругуджа, Абдуразак Табахлинсшй, Султанбег Хунинский. Особо следует отметить роль кадия Пирмагомеда из Согратля. Выяснить потери в андалалских селениях оказалось практически невозможно, по преданиям и имеющимся записям был убит каждый четвертый из молодых мужчин.

Через неделю после прихода в Андалал, потеряв за это время около 25 тыс. воинов, почти всех коней и казну, не имея провианта, Надир-шах понял, наконец, что ему не покорить Аварию, что все дагестанцы объединились и выступили против него. Он уходит. Андалалцы его не преследуют, как сказано в источнике XVIII в., «Чох и Согратль не погнались» за ним, важно было отстоять свободу. Ее отстояли. Это была победа, имеющая великое историческое значение для всех народов Дагестана. События этой тяжелой борьбы и великой победы отражены во многих преданиях и легендах, воспеты в песнях.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте