- О лакцах
- Районы
- Литература и язык
- Культура
- Кухня
- Видео
- Музыка
- Книги
- Телевидение и Радио
- Фотогалерея
- Новости
- О сайте
- Кавказ
Открыть меню
Войти:
Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.
До нашествия Надир-Шаха, во второй половине XVII века и в начале XVIII Андалал сложился как полностью независимое и самодостаточное государство. Напоминаем - Андалал один из 41-го вольных обществ Аварии. Отношения Андалала с соседями дружественное, особенно с Казикумухом, так как с 1640 года оттуда был изгнан Шамхал, а на его место был назначен «Халкавчи» (человек из народа). Таким образом, в Лакии на 8 лет раньше чем в Англии можно сказать произошла буржуазно-демократическая революция. Конечно, не смотря на это, андалалцы помнили и то, что после принятия Ислама, Казикумухцы гарантировали им полную свободу.
А Шамхал в годы своего наивысшего могущества попытался лишить ее: назначив к нам Кадиев, пытаясь договориться то с чохцами, то с ругуджинцами, поставив там своих назначенцев и назвав наше общество по своему «Вицху». Что касается написанного в архивах «выплате дани с одного быка в год Шамхалу», это является правдой. Такое отношение объясняется тем, что Андалал хотел сохранить свою свободу политико-дипломатическими методами. Для сравнения, можно поглядеть какую дань платили другие общества Шамхалу, даже меньшие чем Андалальское. Но параллельно готовились и к войне, начиная от возведения оборонительных сооружений и заканчивая тренировкой бойцов, на случай прямого вторжения казикумухцев.
С уходом Шамхальства на равнину в Тарки казалось, угроза исчерпана, но не тут то было - к власти приходит Чулак-Сурхай и в 1707 году начинает антииранскую войну, якобы для изгнания иранцев с южного Дагестана и Ширвана, а фактически для захвата земель. В 1712 году во время осады Шемахи он объявляет себя Ханом, тем самым, нарушив казикумухскую конституцию. Как пишут историки, после провозглашения Сурхаем себя Ханом, многие воины из его войска ушли по домам, и осада Шемахи провалилась. Бойцы не хотели проливать свою кровь против ШАХА за ХАНА, они перестали видеть разницу между ними. Но все-таки Сурхаю удалось часть из них уговорить, кого-то запугать, кого-то заставить.
Если мы поглядим на Казикумухское ханство на карте Кавказа 1721 года, оно уже довольно таки внушительное. Сурхай Хан одержал победу над Ираном, так как Иран в то время был ослаблен кризисом. Победа Сурхая имела громадное значение, так как после этого он стал сильнейшим правителем не только в Дагестане, но и на всём Кавказе. Его боялись и Шамхал Тарковский и Цари Кахетии и Картии, и только Нуцал Аварии в безопасности от него, только потому, что Сурхай женат на его сестре.
А что происходит тем временем в Андалале? Ведь Сурхай Хан к этому времени поглотил или подчинил все вольные общества южного Дагестана, его территория охватывает все пространства на юге, включая Ширван. А на север его держава, почему-то не расширяется. Почему? Да потому что там стоит неподкупный и неприступный Андалал с его столицей Согратль. Андалальцы с Ханом ведут дружественную, но в то же время осторожную политику и не вступают с ним ни в какие союзнические отношения. Почему? Ответ прост - это было бы расценено Ханом как подданичесво. Такую же осторожную политику вели андалалцы и с хунзахским Нуцалом. Андалал - независимое, ученное и самодостаточное общество. Вот таким и встретил Андалал начало войны с Ираном в 1734 году.
Начало обострения ситуации
Амбиции Чулак-Сурхая не знали границ. В 1721 году во время штурма Шемахи он грабит русских купцов, тем самым, дав повод коварному Петру I, начать Персидский поход. Когда же он узнаёт об огромных силах Петра, быстро принимает Турецкое подданство. После Стамбулского мирного договора 1724 года он находится в зоне влияния Османской империи, но возвышение Ирана и победы нового военачальника Надира над афганцами 1729 году, над турками 1730-1733 годы, он остаётся без покровителя. Потому то ему и пришлось иметь дело с Надир-Шахом. На требования Надира отступить с земель Ширвана он отвечает вызывающим убийством послов. Так не поступали никогда - послы люди неприкосновенные. Из этого можно сделать вывод, что к обострению дагестано-иранских отношений руку приложил Сурхай.
Во-первых, он захватил земли, считавшиеся Иранскими (Ширван).
Во-вторых, он убивает послов присланных на переговоры. Так что же остается Ирану? Война. И она не долго заставляет себя ждать. Когда же она началась, Сурхай умудряется потерпеть поражение, оставив не только Ширван, Южный Дагестан, сдать свою столицу Кази-Кумух, но и удрать в Аварию. Бегство в Аварию как в первом походе на Кази-Кумух, так и во втором - вот самая главная «удача» Сурхай-Хана. Да-да, вижу историков защитников Сурхая яростно доказывающих, что он герой, и многое сделал. Не спорю, он сделал многое, чтобы ханство устояло, но у него ничего не получилось. И Каяев не укажет нам ни на одну победу вне Аварии, одержанную Сурхаем и его сыном Муртазали. Главная их заслуга - нападать на иранцев, мужественно обороняться, но своевременно отступать в Аварию. В одном мы не можем отказать Сурхаю и его сыну - это мужество. Но это мужество было направленно на защиту ханства и независимости, но никак не Свободы. Хан не может быть представителем свободы, потому что хан все свободное пытается подчинить себе, ликвидировав эту самую свободу.
В Андалале ханы, нуцалы, султаны, шахи и даже беки (все они феодалы) были неприемлемы, потому что монархия по их понятиям это уже не свобода. Ограниченная выборная власть Кадия, представлялась как власть народа, поэтому к призывам от Сурхай хана к андалальцам подняться на борьбу с Иранской агрессией, прозвучал только отказ. Не только при первом походе или же втором, но даже в 1741 году перед угрозой величайшего завоевателя Надира - человека покорившего Индию, Афганистан, центральную Азию, андалалцы не отвечают на призывы со стороны Сурхай Хана (или других Ханов), по одной причине - чтоб не оказаться под властью каких либо феодаллов, без разницы будь он Казикумухским Ханом, Кайтагским Уцмием или Аварким Нуцалом. Их власть андалальцам неприемлема, несмотря на огромную опасность со стороны Шаха. Видимо по примеру андалалцев, такой же политики придерживаются и другие вольные общества Аварии - их тоже мы не видим сражающимися в рядах войск Сурхая.
Свобода и свобода
Теперь немного о понимании свободы в феодальных владениях и вольных обществах.
Да, это понимание существенно отличалось между собой, хотя, справедливости ради, следует сказать, что дагестанские феодалы, до русских завоеваний не были деспотами (как хотят нам представить их некоторые историки). Они имели ограниченную власть над народом, узденами в пределах своего ханства, нуцальств, уцмийств, шамхальства и прочее. Но все же эта власть сильно отличалась от понимания свободы в вольных обществах, и в особенности в Андалале. Здесь власть феодалов не желали видеть даже в номинальном, мизерном виде. Здесь узденская свобода, здесь выбирали руководителей села и общества свободными выборами, хотя и здесь и там действовали законы адата, но они были очень разными. По этим и другим причинам в Андалале не хотели власти Ханов, и их воспринимали не иначе как рядовых граждан.
Андалал и Кази-Кумух: 1741 г.
После ухода Надир-Шаха (в 1736 году в Мугане Надир был провозглашен Шахом) с Кавказа, он назначил своим наместником тут своего брата Ибрагим-Хана. Сурхай к этому времени вернулся в Кумух и вновь распространил свое влияние на южный Дагестан и Ширван. 1738 году Джаро-Белоканские (цор) аварцы, заманив в засаду, разгромили 32 тысячную армию наместника Кавказа Ибрагим-Хана, самого его взяли в плен и сожгли. Сам Надир-Шах в это время находился с походом в Афганистане. Надир поклялся, что отомстит лезгинам (то есть дагестанцам) за смерть брата. После громких побед в Индии над Императором Великих Моголов, когда Надир-Шах получил прозвище "Гроза Вселенной”, «Александр Персидский», после завоевания центральной Азии, держава Надир-Шаха самая большая по количеству населения, золота и драгоценностей. Надир самый могущественный человек на земле, этот самый Шах двигается теперь из столицы Мешхед в сторону Дагестана со 150 тысячной армией.
В Дагестан он доходит по данным большинства историков со 100-тысячной армией. Одна группировка через Дербент идёт на Кайтаг и далее на даргинские земли, другая во главе с самим Шахом направляется через Самур, где стояли войска Сурхай-Хана; там Кюринское (лезгинское) ополчение сделало отчаянную попытку остановить войско Надира.
После упорных боев Надир-Шах в начале августа, добирается до Лакии. И на этот раз, несмотря на отчаянные призывы Сурхая, андалальцы не участвуют в битвах на территории южного Дагестана. По их примеру многие другие вольные общества Аварии тоже не идут на помощь Хану. По какой причине? Причина та же, они не хотели воевать за интересы Хана против Шаха. Для них оба монарха, не являются представителями свободы. Что, андалацы не понимают что ли всю серьезность создавшегося положения? Понимают, но не хотят находиться под властью Хана даже для отражения агрессии. Потому что Хан потом автоматически запишет их (анадлалцев) в свои подданные. Этого боялись они даже больше самого Шаха.
Что касается Шаха, то они думали, что это разборки между дагестанскими и иранскими феодалами, и им незачем лезть в эту драку. По их убеждению после захвата Кумуха, Надир уйдет из Дагестана, как и в предыдущие два раза.
На самом деле Надир-Шах не планировал идти на Андалал и Аварию в целом, при условии, что все придут к нему в Кумух принять подданство. Но это условие не могли принять ни в Андалале ни в Аварии в целом. Алим и авторитет Ибрагим-Хаджи Урадинский писал Шаху: «что мы с ним не враги, и кто с ним воевал (имея ввиду Сурхая) тот жестоко наказан. Поэтому мы тебе ничем не обязаны и советуем уйти из Дагестана».
9 августа Сурхай капитулировал, а Муртаза-Али-Бек вырвался из окружения с 5-7 тысячным войском и примчался в Согратль. 14 августа Надир занимает Кази-Кумух. Историки пишут, что в Согратле Муртазаали не был чужим человеком, в юности он учился тут, и у него здесь было много друзей.
А что же собой представлял Андалал в 1741 году? По словам историков Андалал был самым многолюдным из воинственных вольных обществ Дагестана. В его состав в разное время входило разное количество сел от 12 до 23, а в отдельные годы 27-28, независимо, сколько сел входило в Андалал в данное время, известно одно - Андалал был весьма авторитетным вольным обществом в Дагестане. По некоторым историческим данным в состав Андалала на правах автономии входило Гуржихли: Бацада, Кулла, Унты, Шулани; их руководитель Хвелав.
Некоторые историки полагают, что Андалал входил в состав Кази-Кумухского Ханства и что, он якобы платил дань Хану с одного быка в год. Это конечно историческое невежество. В таком случае получается Муртазаали не гость в Андалале, а хозяин и он должен был распоряжаться. Но нет, он был гость и не более. Еще несколько интересных моментов: если Андалал входил в состав Кази Кумухского ханства, то почему они не участвовали в предыдущих битвах Хана, и не маловата ли дань с зажиточного многолюдного общества в размере одного быка?
Ясно, что Андалал равное с феодальными властителями вольное общество Дагестана. Да, конечно, Муртазаали крупный полководец, который бросает вызов самому Шаху, хотя пока безуспешно. Он герой в глазах дагестанцев он представитель независимости Дагестана, но ни как не свободы. Опять повторюсь, ханское понимание свободы, это желание распространять свою авторитарную власть, а в понимании андалальского узденя это полная свобода от феодалов, и выборная власть Кадия которого они могут сместить на следующих выборах, а если он неподходящий, то и до выборов.
Итак, Муртазаали попытался доказать андалальцам и их Кадию, что Надир-Шах придёт и к ним и потому надо готовиться к обороне. Он не упустил случая упрекнуть андалацев за неучастие в предыдущих боях. Они же, ссылаясь на то, что Кумух был занят дважды и ранее и на этом иранцы ограничивались, надеялись, что и на этот раз Надир уйдет из Дагестана. Но в этот раз Муртазаали оказался прав. Надир-Шах не собирался уходить из Кумуха, хотя и считал Дагестан покоренным. Вскоре он послал в общества Аварии послов с требованием прийти в Кумух со знаками покорности. За всех аварцев дал ответ известный Алим и авторитет, лидер Гидатлинского общества Ибрагим-Хаджи.
Здесь нет необходимости публиковать все его письма, но он призывает Надир-Шаха уйти из Дагестана, что вызывает ярость Надир-Шаха. Муртазаали погостив несколько дней в Согратле, умчался в Хунзах к своим двоюрдным братьям. После получения письма от Шаха и Ухода Муртазаали в Андалале всерьез задумались над вопросом обороны. Как пишут наши оппоненты, андалалцы не имели опыта войны с Ираном, а Муртазаали имел. Но это опыт поражений, где Хан встречал в лоб Иранцев.
Он не подходил андалалцам, где многократное превосходство иранцев плюс артиллерия привели бы к печальным последствиям. Нужна была не Сурхай-Хановская тактика, а тактитка учитывающая ошибки Ханов. А ведь умные люди учатся на чужих ошибках. И так разработчиком стратегической обороны Андалала выступил вместе с представителями других вольных обществ Аварии, ни кто иной, как ХОЗЯИН Андалала Пирмагомед-Кади. Но руководителем вооруженных сил Андалала был Ругуджинец Амир (по некоторым данным Амирциляв), если по современным понятиям Пир Магомед Кади «президент», то Ругуджинский Амир это «министр обороны».Но как бывает всегда при чрезвычайных ситуациях, руководитель государства берет на себя все полномочия.
Пир Магомед Кади как разработчик плана встречи с Надир-Шахом и как хозяин положения становится лидером всех отрядов вольных обществ Аварии - это бесспорный факт.
В одной песне о разгроме Надир-Шаха говорится, о согратлинском Кадие, а в другом о андалальском Кадие и этот человек никто иной, как Пирмагомед Кади.
Надир-Шах, не дождавшись знаков покорности из Аварии, пришел в ярость и 10 сентября на срочном военном совете принял решение выступить в Аварию с двумя крупными группировками во главе с Люфт Али Ханом и Гайдарбеком через Аймакинское ущелье в Ботлих и Анди, а самому в Андалал, а затем оттуда в Хунзах. Тем самым покорить аварию силой оружия и завершить покорение Дагестана. Как писал английский историк Локарт: «Потеряв драгоценное время в Кумухе только теперь Надир понял, что пока Авария свободна ключи от независимости Дагестана закрыты».
Итак 12 сентября войско Надир-Шаха заняло все плато Турчи-Дагского хребта. Но ни о какой организации обороны самого Турчи-Дага и речи не могло быть. Так как огромные силы Надира расправились бы с любой обороной только силой артиллерии. Подчеркиваю еще раз, Турчи-Даг полностью был занят Надиром без боя. После он сразу отправляет в Андалал послов c ультиматумом, а войска стали готовиться к наступлению. Его всадники бродили по всем приграничным аулам. По свидетельствам очевидцев тех лет, часть войск Шаха дошла и до Караха, но вернулась, сославшись на то, что тут не с кем воевать или вести переговоры, а люди слишком бедные. Это потому, что воины с этого и других соседних обществ отправились в Андалал, на войну, по зову Кадия Пирмагомеда.
И так, в ночь с 12 на 13 сентября андалалские воины внезапно напали на иранцев на месте стыка земель Обоха, Мегеба и Согратля. Важно отметить, что первое боестолкновение произошло еще до окончания ультиматума. В результате этой неожиданной атаки иранцы понесли большие потери, вдобавок горцы захватили много трофеев. А небольшую гору на стыке этих земель впоследствии стали именовать «Кажар гурараб гох», что в переводе с аварского обозначает «гора, где истребили иранцев». И так андалалцы ещё до окончания ультиматума дали ответ. Ответные же действия иранцев были не менее жестокими. С восходом солнца Шах двигает свои войска на Андалал. Сжигает уже покинутые жителями села: Мегеб, Обох, занимает Шитли, Бухты и Шангоду. Атакует позиции войск андалальцев в Чохе. Но основные войска он направляет на Согратль.
Их продвижение было замедленно полупартизанскими действиями отрядов горцев, которые то нападали, то отступали. иранцы не могли понять чего они хотят. А хотел от них Пирмагомед Кади одного - чтобы отборные силы иранцев во главе с Гани-Ханом были втянуты в Хициб. Это была наиболее тесная часть обороны наших войск. К исходу первого дня задумка Кадия удалась. Верхняя часть Хициба довольна широкая, а вот нижняя часть узкая была удобна для обороняющихся и неудобна для наступающих. Тем самым иранцы лишились возможности использовать артиллерию, превосходство в численности, и, наконец, пехота и конница оказались смешанными и лишёными манёвра.
Как мы видим андалалская тактита и стратегия в корне отличаются от ханской: лобовая атака у первых, и втягивание в западню и засаду пулупартизанскими действиями у вторых. Вот для этого берег Пирмагомед Кади силы Андалала и других вольных обществ. А своих подчиненных, особенно беспокойных и буйных ругуджинцев, куядинцев, хиндахцев, которые даже во сне видели войну (им не было особой разницы с кем воевать) удержал для большего дела.
К середине второго дня полупартизанские действия переросли в позиционную ожесточенную битву на всем пространстве от Чоха и Кегера на севере и до Бухты, Шангоды и Шитли на юге, которые уже оказались в тылу иранской армии. Все вольные общества аварии тут как тут. В песне о рагроме Надир-Шаха упомянуты все вольные общества кроме Унцукульского, Гумбетовского и Гергебельского районов. Ясно, что они были заняты битвой в Аймакинском ущелье вместе с хунзахцами и казикумухцами. Вот где если и командовал Мутазаали, то это там. А в Андалале командовал Пир Магомед Кади, и под его руководством было примерно 10-15 тысяч воинов. И Хицибский участок был самым ожесточенным, бои шли там четыре дня. Но как бы мужественно ни воевали дагестанцы, все же с Хициба пришлось отступить. Бои уже шли в речной долине на подступах к селу Согратль.
После Хициба иранцы почувствовали, что победа уже близка. Горцы оставили и речную долину после ожесточенного боя и заняли последний рубеж обороны уже перед самим селом. Но к этому времени одержав победу в Аймакинском ущелье, на помощь подоспевают хунзахцы, гидатлинцы и войско Мутразаали Бека. В песне все вместе они названы хунзахцами. Вот теперь мы можем отдать дань уважения Муртазаали и всем тем, кто пришел вместе с ним. Да, он пришел в финале и оказал решающее значение на исход этого сражения. Но командующий не приходит последним на битву. Каким бы героем не был Муртазаали, он не был командующим в Андалалском сражении.