Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Айвазовский - певец моря?

01.10.2015 19:01 admin Культура Дагестана 882

В 1868 г. художник предпринял путешествие на Кавказ. Он посетил Владикавказ, Дарьялское ущелье, Закавказье, Чечню, а также Дагестан. Сохранился небольшой альбом с рисунками, сделанными во время этого путешествия (собрание Феодосийской галереи). Он заполнен беглыми рисунками, а на полях записи рукой живописца. В этих записях обозначается главным образом цветовая гамма пейзажа, а иногда и названия аулов, "нанесенных на рисунок еле уловимыми пятнышками среди огромных горных массивов, прорезанных складами и ущельями, по которым змеится горный поток".

Во время этого путешествия Айвазовского привлекали и места недавних боевых сражений. Художник зарисовывает исторические места: Ахульго, Гимры, Гуниб. Большой интерес вызвал аул Гуниб, где произошел финальный акт многолетней Кавказской войны. Несколько живописных работ художника посвящено этому историческому месту.

Будучи в Темир-Хан-Шуре, Айвазовский посетил "Кавалер-батарею", а позже по воспоминаниям и наброскам написал картину "Вид на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море".

В ноябре живописец прибыл в Тифлис, где создал 15 произведений, среди них "Вид Гуниба", "Вид с Каранайских высот на Ахульго и Гимры", "Стычка на Гунибе", "Цепь Кавказских гор", две работы с видами Дагестана и другие. Здесь же, в Тифлисе, художник организовал выставку своих работ, как бы подводя итог кавказским впечатлениям. Картины, представленные на выставке, были замечательны разнообразием и новизной тем для художника - виды моря уступили место горным пейзажам, видам аулов и городов.

Известно, что знаменитый коллекционер русской живописи П.М. Третьяков хотел приобрести работу Айвазовского "Каранай". В одном из писем к Третьякову художник пишет, что, к сожалению, эту картину уже закупило русское правительство, а коллекционеру он предложил другую - тоже из кавказского цикла.

Плата за вход на выставку поступала в пользу городского детского приюта. Выставка пользовалась огромным успехом. Жители Тифлиса, желая аыразитъ мастеру признательность и восхищение его искусством, дали в честь него обед. Айвазовскому был преподнесен оправленный в золото заздравный турий рог.

Картины художника на кавказскую тему имеются в собраниях дагестанских музеев. В краеведческом - это живописное полотно "Гуниб", в музее изобразительных искусств - "Дорога от Млета до Гидаура". Обе работы были написаны по заказу князя А.Барятинского, наместника Кавказа. После ухода в отставку А.Барятинский в своем имении Марьино под Курском создал своеобразный "кавказский" музей, насчитывавший большое число экспонатов: кавказское оружие, знамена, медали, живописные произведения и т.д. После Октябрьской революции экспонаты были национализированы и розданы музеям страны. Так эти две картины вместе с другими художественными произведениями попали в Дагестан. На обороте картины "Дорога от Млета до Гидаура" сохранилась дарственная надпись Айвазовского бывшему командующему русской армией на Кавказе.

Многие выдающиеся люди побывали в свое время в Дагестане, среди них был Иван Константинович Айвазовский, член пяти академий художеств: Петербургской, Флорентийской, Амстердамской. Великий маринист, помимо своих поэм о море, создал целый ряд живописных произведений о нашем горном крае.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте