Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Гончарное искусство горцев

01.10.2015 19:26 admin Культура Дагестана 864

Дагестанская керамика... Какие ассоциации, дорогой читатель, вызывают у вас эти слова? Не сомневаюсь - первое что всплывет в вашей памяти, - Балхар. И это справедливо, ибо единственный, чудом сохранившийся в первозданном виде дагестанский гончарный промысел находится именно в Балхаре. Многие вспоминают Сулевкент, где вплоть до 40-х годов нашего столетия делали оригинальную посуду. И по сей день в сельских домах часто встретишь сулевкентские кувшины, миски, блюда, которые не спутаешь ни с какими другими. При упоминании о дербентской поливной керамике радостно заблестят глаза любителей-коллекционеров. Ну, а такие названия, как Джули, Эндери, Кяхул, Чутли и др.? Они уже ничего не скажут непосвященному, разве что вызовут ностальгическую улыбку искусствоведов и этнографов. Как же так вышло, что Дагестан, имевший богатейшие традиции в гончарном ремесле и обеспечивавший себя посудой на протяжении десятков столетий своей истории, готов теперь расстаться с этим богатством в угоду заморским пластмассовым тазикам и штампованному стеклу? Причин тому множество, и их перечисление займет много времени и места. Гораздо интереснее поговорить об истоках этого искусства, уходящих в глубокую древность.

Развитие традиций, стилей дагестанской керамики с каменного века до наших дней - тема очень серьезная и слишком обширная для журнальной статьи. Следуя общей тематике этого номера, поговорим лишь об аварской керамике. До наших дней не сохранился ни один керамический промысел в аварских районах, но это не означает, что промыслов вообще не было. Племена, которые еще в бронзовом веке населяли Нагорный Дагестан, стали впоследствии прямыми предками нынешних дагестанских горских народов. Но, поскольку само название «аварцы» возникло гораздо позже, договоримся, что, говоря о керамике доалбанского времени, мы имеем в виду керамику, производившуюся на территории современной Аварии.

В начале 80-х годов в дагестанской археологии утвердился термин «чохская культура» применительно к культуре поселения эпохи неолита (новый каменный век) VI тыс. до н.э., обнаруженного близ аварского селения Чох. На поверхность земли были вынесены черепки. Удалось реконструировать один сосуд - нечто среднее между миской и небольшим горшочком. Это наиболее древний, из известных, сосуд из керамики, найденной на территории Дагестана (рис. 1). Технология обжига чохской керамики еще очень примитивна, почти не используется орнамент. Лепили эту посуду вручную, пользуясь плетеными формами, как матрицей. Гораздо разнообразнее формы и декор сосудов, найденных при раскопках в урочище Гинчи (близ с. Тидиб Шамильского района) в 60-х годах. Датируются эти материалы V-концом IV тыс. до н. э. В эпоху энеолита (медно-каменный век) посуду по-прежнему лепили вручную, но ее ассортимент расширяется: есть кухонные горшки, столовые миски и чашки, сосуды типа банок для хранения провизии. В зависимости от назначения меняется и качество посуды. Особенно тонки и хорошо отполированы обломки столовых мисок и чашек. Есть даже несколько расписных фрагментов. Может быть, современные хозяйки удивятся, но из глины делали жаровни (рис. 1) и дуршлаги. Посуда, схожая с этой, найдена при раскопках поселений Чинна и нескольких поселений близ села Ругуджа.

Бронзовый век (конец IV-II тыс. до н.э.) принес очень много нового, прогрессивного в материальную культуру племен, населявших Нагорный Дагестан. Керамика раннебронзового периода относится к так называемой куро-аракской культуре, которая была в то время широко распространена на Кавказе. Это очень качественная посуда, сделанная из хорошо обработанной глины, отлично обожженная. Поверхность сосудов тщательно отполирована (залощена), и при ударе они издают звон. Очень хорошо выработаны формы сосудов и их декор. Поразительно, как могли древние мастера делать огромные сосуды (порой до метра высотой) без гончарного круга и сохранять симметрии и прекрасные, пропорции! В декоре преобладают шишковидные налепы в сочетании с рядами прорезных линий (рис.И). Блестящая черная или красная поверхность сосудов создавала впечатление металлической. В горах Дагестана известно немало археологических памятников эпохи ранней бронзы: поселение Гагатль и могильник Гоно близ селения Тидиб (Шамильский район), Чиркейское поселение и др.

В конце III тыс. до н.э. куро-аракская культура в горах уступила место так называемой гинчинской (по названию могильника Гинчи, являющегося ее классическим образцом). Она так же разнообразна и порой изысканна по форме, но от раннебронзовой керамики ее отличает шероховатая от обмазки жидкой глиной поверхность. Этот прием все чаще и чаще применяется, древними мастерами для придания стенкам сосудов большей прочности. Сохранился он и в поздние эпохи. Излюбленным мотивом декора были треугольные прорезные фестоны, окаймлявшие плечики сосудов. Коллекция миниатюрных горшочков из Гинчи на рис. III. Кроме могильника Гинчи ко времени средней бронзы относятся еще такие памятники, как Ирганайское поселение и могильник, Верхнегунибское поселение могильник Галгалатли II. Интересно, что в богатом по керамическому материалу Верхнегунибском поселении найдены различные предметы из обожженной глины, не относящиеся к посуде: литейные формочки, фигурки животных, очажные подставки и т.д.

Во 2-й половине II тыс. до н.э. количество «обмазанной» керамики возрастет. В целом, формы сосудов заметно огрубляются, ухудшается качество обжига. В верхнем, позднебронзовом слое Верхнегунибского поселения очень много такой посуды. Возрастает количество горшков, сосудов, похожих на котлы, но столовая более тонкая керамика еще встречается. Произошедшие на этапе поздней бронзы изменения в керамическом производстве в целом отражают перемены в жизни древнего населения Аварии к рубежу II и I тыс. до н.э.

О керамике века железа мы можем судить по материалам Аркасского городища, Хабадинского могильника, Нижнесигитминского поселения. Последний является наиболее ранним из известных памятников в Дагестане, где зафиксированы находки железорудного шлака, следы примитивных попыток получения железа. Датируется поселение концом II-началом I тыс. до н. э. Здесь встречается керамика, несколько отличающаяся от образцов раннебронзовой. В основном это однотипная грубоватая по форме, обмазанная керамика. Преобладающий тип сосудов - горшки разных размеров с узким днищем, слабовыпуклым туловом и сильноотогнутым венчиком. Цвет красный или серый. Целые сосуды эпохи раннего железа обнаружены в раскопе Хабадинского могильника (близ селения Ругуджа). Памятник этот датируется VI-V вв. до н. э. Там найдено несколько сероглиняных кувшинов с одной ручкой и небольшим сливным носиком. Аркасское поселение, культурный слой которого разрушен, не сохранило до наших дней ни одного целого сосуда но, судя по черепкам, снаружи изделия покрывались обмазкой из цветной глины, а потом заглаживались. Керамика этого поселения носит следы явно скифского влияния.

К концу I в. до н. э. и к началу I в. н.э. практически вся посуда, извлекаемая археологами из-под земли, имеет гладкую лощенную поверхность. Часто попадаются ангобированные сосуды (покрытые слоем красной или белой глины) - ангобом. Ангобное покрытие тонкое, отполированно и производит впечатление краски или лака. Этот прием особенно характерен для керамики своеобразного периода в истории Дагестана, названного албано-сарматским. Если красноглиняная керамика -результат албанского влияния и распространение свое эта традиция получила с юга (территория современного Азербайджана, Армении, и т.д.), то серая керамика -признак связей местных дагестанских племен с северными сарматскими племенами: аорсами, савроматами, аланами. В гончарном искусстве Нагорного Дагестана в эти века прослеживается синкретизм - т.е. сочетание признаков культуры кочевых, степных племен с культурой оседлых земледельческих обществ.

Раскопки Бежтинского могильника (УШ-Х вв. н.э.) вынесли на поверхность земли кувшины грушевидные по форме(рис. V). У некоторых из них характерные носики в виде лепестка. Такие носики часто встречаются на средневековых кувшинах. Такие же носики мы видим сейчас на балхарских кувшинах. Керамика, найденная на раскопках средневекового городища Охли (предгорная зона, Левашинский район), более разнообразна и по назначению и по оформлению. Наряду с уже описанными типами ангобированной и сероглинной посуды там встречаются фрагменты сосудов из розовой глины.

В целом средневековье периодом расцвета керамики как искусства не назовешь. Сейчас трудно судить о причинах этого явления. Можно предположить, что виной тому разорительные войны во времена нашествия Тимура – монгольского завоевателя (XIV в. н. э.) Многие города и крупные поселения тогда были разрушены. Кроме того, в XV в.–начале XVI в. начался интенсивный ввоз керамических изделий из других районов Дагестана (Сулевкента, Балхара, Эндери и т.д.), где в это время сформировалось и активно функционировало ремесленное гончарное производство. Стало много металлической, стеклянной, фарфоровой, деревянной посуды, которая вытеснила из обихода глиняную. Но в среде крестьян потребность в ней по-прежнему была велика. Этим, наверное, и можно объяснить то, что в некоторых аварских селах вплоть до XX века существовали почти «домашние» гончарные мастерские. Так, например, в селах Бацада и Тинди делали неплохую посуду еще в конце XIX-начале XX вв.

В статье затронуты лишь основные вехи развития гончарного искусства горцев. Хочется, чтобы дагестанцы знали об этом как можно больше. Ведь это часть нашей культуры.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте