Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Своеобразие и неповторимость почерка аварских мастериц

01.10.2015 19:27 admin Культура Дагестана 421

Дагестан с глубокой древности был известен своими самобытными художественными изделиями. Далеко не последнюю роль здесь играли промыслы горцев, связанные с обработкой местного сырья - шерсти. Это ручное вязание, суконный, бурочный и распространенный по всему Дагестану ковровый промысел. Причем, в каждом регионе он имеет свой почерк.

Изделия мастериц аварских регионов отличает строго геометризованный орнамент - красота и соразмерность композиции, гармоничное сочетание цветов, наиболее близких к природе, и в то же время некая простота, и даже суровость линий. Эти черты создают своеобразную ауру неповторимости и притягательности их изделий.

В каждом районе, селе ткали дорожки и паласы - туруты, хурджины, торбы, водоносные ленты, вязали простые шерстяные носки и «шотабы». Отличались эти изделия цветовой гаммой и орнаментом. В Унцукульском районе мастерицы свою продукцию украшали только гладкими полосами, не всегда используя яркие цвета, в Гунибском районе преобладал геометрический орнамент, а изделия тляратинок отличались изобилием ярких красок в орнаменте.

Цветовая гамма вместе с орнаментом раскрывала внутренний мир мастерицы, ее чувства, переживания, устремления. «Среди ковровых изделий всего Кавказа, - писал искусствовед А. С. Иванов, - мало можно назвать таких, в которых с подобной же силой было бы выражено умение малыми средствами достигать удивительного декоративного эффекта».

Представляют, интерес гладкие двусторонние паласы, ворсовые и войлочные ковры. Но наибольшее восхищение вызывают аварские двусторонние безворсовые ковры: давагины, салмаги, супрадумы и циновки «чибта». Все они выполнялись почти в одной технике, но по орнаменту они существенно различались.

Давагины делали во многих аварских селах горного Дагестана. Но самые запоминающиеся, самые неповторимые давагины ткали в Хунзахском районе. Для давагинов характерно сочетание большого количества свободного фона и нескольких, чаще всего ромбовидных «медальонов».

Медальоны располагаются в 1, 2 и 3 ряда или в шахматном порядке. Их называют «рукъзал» (домики). Вверх и вниз от рукъзалов отходят многочисленные отростки, напоминающие по виду длинные птичьи шеи с треугольными головками на концах. Некоторые ученые отождествляют изображение ромба с древнеземледельческим культом плодородия, а треугольники считают изображениями гор. Часто встречающийся в давагине крест трактуется как символ «солнца» в дохристианских языческих верованиях. В центре рукъзалов часто можно встретить изображения птиц, что говорит о влиянии исламской религии, где птицы символизировали небо, куда был устремлен взор человека. Кроме «рукъзалов» на давагинах встречаются медальоны, которые носят название «птичьи перья», «кошачьи головы».

Центральное поле давагина обычно обрамлялось широкой каймой, заполненной разнообразными розетками, зигзагами и т.д. И только в Хунзахском районе мастерицы на своих коврах ткали древо жизни - символ могущества и жизненной силы природы.

Обычно давагины были выдержаны в сине-красной гамме, но для мелких деталей или каймы использовались зеленые, фиолетовые, белые, коричневые тона.

Своеобразной разновидностью давагина является аварский ковер «салмаг». Он похож на давагин и в то же время имеет ряд отличий. Размерами он уступает давагину, но не менее интересен в орнаментальном отношении. Медальоны салмага имеют квадратную или даже прямоугольную форму, внутренняя орнаментальная разработка медальонов отличается от орнамента рукъзалов. Фон ковра густо покрывают кресты, геометрические фигуры. Цветовая гамма салмага также отличается большим разнообразием: синий, красный, желтый, черный, бежевый,белый и т. д.

Совершенно иным по характеру узора является ковер, называемый «супрадумом». Единственный в своем роде, этот ковер сейчас не производится. Ткали его в сел. Чиркей Буйнакского района. Обычно супрадумы имели до 5-7 м длины. Орнамент супрадума отличается мелкой дробностью.

Обычно на поверхности- ковра располагались 5-7 четырехугольных медальонов с треугольными выступами по всем 4 сторонам. В центре медальонов находится еще один, который называют «озерцом» или «цветком граната». «Озера» заполнены элементами, напоминающими танцующие фигурки людей, сказочные цветы или фантастических животных. На супрадуме можно найти и священное дерево жизни, знаки вечности, знаки благополучия и разнообразные кресты - символы солнца. Супрадум напоминает восточную сказку со множеством прекрасных персонажей, создает ощущение бесконечного праздника, настолько богаты цвета и орнамент ковра. Очень красивы супрадумы с ломаными кривыми линиями бело-голубого цвета, идущими вдоль «озер» и напоминающими молнии.

Лаконичность, завершенность и сдержанность теплого колорита отличают ковры-циновки «чибта». Впервые их начали ткать в сел. Урма Левашинского района. Эти циновки единственные в своем. роде, их делают из тонкой и прочной болотной осоки в сочетании с шерстью. Мастерица скручивает из слегка влажных стеблей осоки прочную нить и оплетает ею нити основы ковра. В местах узора используется шерсть нужной расцветки. Узор циновки состоит из нескольких геометризованных медальонов, напоминающих рукъзалы или даже восточные иероглифы. Фон у таких ковров всегда бежево-золотистый, для узора используется оранжевый, красный, черный цвета.

На основе войлочного производства у аварцев развивалось производство бурок в сел. Анди Ботлихского района. Андийские бурки до сих пор пользуются большим спросом из-за высокого их качества.

Во всех своих изделиях мастерицы умели малыми средствами добиваться удивительного декоративного эффекта.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте