Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Традиционные ремесла Дагестана

01.10.2015 19:24 admin Культура Дагестана 825

Выявление этнотерриториальных различий в традиционных промыслах позволяет говорить о Дагестане как о едином геокультурном пространстве.

По характеру рельефа Дагестан делится на четыре части: равнинную, предгорную, среднегорную и высокогорную.

Дагестан являлся и является территорией наибольшего развития промыслов и ремесел на всем Кавказе, причем ряд местностей отличается особой концентрацией домашних производств. Причины их развития очевидны - этому способствовали, прежде всего, малоземелье и маломощность хозяйств. За счет изготовления на продажу кустарных изделий горцы получали возможность восполнять нехватку продовольствия, особенно зерна. Вместе с тем особую роль в развитии ремесел и промыслов сыграл транзитный торговый путь, проходивший по территории Дагестана и обеспечивавший широкий рынок сбыта.

Домашние промыслы в Дагестане, хотя и не всегда напрямую были связаны с местными сырьевыми ресурсами, но довольно четко отражали географическую зональность, что обусловлено разной степенью экономического благополучия, количеством земли и скота, отсюда - и состоянием хозяйства в разные исторические периоды

Рассмотрим ряд традиционных дагестанских промыслов, история каждого из которых имеет древние корни.

Художественная обработка шерсти

Шерсть является ценнейшим сырьем при производстве лучших сортов пряжи для ковров, сукна, различных вязаных изделий. Ее свойства - гидроскопичность, теплозащитность, гигиеничность - предопределяют высокую ценность продукции. Природно-климатические условия Дагестана наличие больших площадей горных и высокогорных летних пастбищ с обильным травостоем способствовали тому, что разведение овец для многих хозяйств горных районов стало основным источником дохода.

Местные породы овец - лезгинская и андийская - хорошо приспособлены к горным условиям. Первая более всего распространена на территории Ахтынского, Рутульского, Курахского и ряда других районов Южного Дагестана. Ее шерсть - в основном белая, грубая и в то же время шелковистая, волнистая - ценится высоко и широко используется для изготовления ковров, сукна и проч. Андийская порода овец с белой и черной шерстью, незаменимой для производства андийских бурок, более всего распространена во внутригорном и высокогорном Дагестане (Ботлихский, Гумбетовский, Цумадинский и Цунтинский районы). Новая порода тонкорунных овец - грозненская, выведенная в Ногайском районе, - хорошо приспособлена к существованию в условиях жаркого, крайне засушливого климата полупустынных и сухих степей. Она дает высококачественную шерсть (густая, длиной 8 и более см). Зона ее развития - Ногайский, Тарумовский, Кизлярский, Бабаюртовский, Хасавюртовский районы. Отдельные хозяйства Южного Дагестана (Ахтынский, Рутульский, Курахский и др. районы) разводят весьма редкую породу овец - тушинскую, шерсть которой также отличается высоким качеством (длинная, волнистая, упругая, с хорошим блеском).

Обилие сырья - овечьей шерсти - и натуральных красителей способствовало широкому развитию ковроделия. На юге Дагестана умеют делать краски из корней марены (красный цвет до сих пор преобладает в ковроделии Дагестана). Это естественный краситель на территории нашей республики. В России такой краситель добывается и используется только в Дагестане. Кроме того, дагестанцы широко использовали для этих целей растения (зеленую корку орехов, кору дуба, корни барбариса, листья различных деревьев, травяные растения и их плоды, дающие разнообразные цвета: черный, коричневый, красный, синий, желтый, зеленый и т.д.).

Южный Дагестан - территория, где ковроделие получило наибольшее распространение. В основном оно сосредоточено в местностях, населенных лезгинами, рутулами, табасаранцами, татами и азербайджанцами (г. Дербент, селения Ахты, Микрах, Рутул, Аркит, Хучни, Тураг, Халаг, Кандик, Ляхля, Орта-Стал, Кабир, Икра и др.). Здесь ковроделие имеет множество уникальных технологий, многие из которых издавна получили промысловое направление. При этом Южному Дагестану известность принесли камвольные ворсовые ковры. До советского периода они поступали на русский и международный рынок под общим названием «Дагестан».

Только среди ворсовых ковров выделяются: лезгинские ковры Ахтынского района (наименование «Ахты»), ковры Микраха и других лезгинских селений Докузпаринского района («Микрах»), ковры татских, азербайджанских и других селений Дербентского района («Дербента), ковры Рушуля, Аркита и других табасаранских селений северной части Табасаранского района («Рушуль»), ковры Хучни, Турага, Халага и ряда других селений Табасаранского района («Табасаран»), ковры Кандика, Ляхли, Мюжгюля и других табасаранских селений Хивского района («Хив»), ковры Орта-Стала и других лезгинских селений Сулейман-Стальского района, а также лезгинских (кюринских) селений Кабир и Икра Курахского района («Касумкент»), ковры рутульских селений Рутульского района («Рутул»).

Во внутригорном Дагестане, прежде всего у аварцев, широкое распространение получили гладкие двусторонние ковры (паласы), очень близкие по колориту и орнаментике коврам северо-западного Азербайджана.

Наибольший интерес из узорных войлоков валяной техники представляют изделия лакских селений Балхар и Камахал. В войлочных коврах, помимо синих и красных цветов, часто встречаются зеленые, желтые, оранжевые и другие тона, не характерные для других ковровых изделий.

В северном предгорье Дагестана и частично на равнине преобладает производство двусторонних гладких и ворсовых ковров и узорных войлоков (арбабаш). Более всего подобное производство развито у аварцев, кумыков и ногайцев. Там же широко распространены мелкие ковровые изделия - хурджины (переметные сумки, наседельники (небольшие ворсовые ковры, обрамленные пышными кистями, свисающими на коротких веревочках), топраки (небольшие наплечные сумки, которые носят только девушки), попоны, торбы, сумахи, джурабы и проч.

Особой оригинальностью отличаются подвески, амулеты, игольницы, циновки, вырабатываемые в аварских селениях Казбековского, Кизилюртовского и Левашинского районов.

Ювелирное и оружейное дело

Основные очаги ювелирного дела были сосредоточены в местах проживания лакцев, даргинцев и аварцев. Большинство мастеров свои изделия готовило на заказ, связи с рынком у них были слабые. Тем не менее ремесло это было высокопрофессиональным и чаще всего передавалось из поколения в поколение. В период с ХV до начала XIX вв. неуклонно росло число ремеслен­ных центров и расширялась спе­циализация. Наибольшее количе­ство мастеров было сосредоточе­но в Кубачи, в лакских селениях Кумух, Унчукатль, Балхар, в лез­гинском селении Ахты, аварских - Ругуджа, Гамсутль, Гоцатль, Чиркей, Хунзах, Ботлих и др. Как отмечают исследователи, несмот­ря на местные особенности юве­лирного искусства, распростра­ненность в тех или иных районах местных форм украшений, юве­лирное дело Нагорного Дагеста­на было едино по своим художе­ственным особенностям, декора­тивным приемам, основным изоб­разительным мотивам.

В силу определенных историко-политических и экономических причин наибольшее развитие получило не ювелирное искусство, а оружейное дело. Наиболее крупные центры по обработке серебра были связаны, прежде всего, с производством и украшением оружия. Самые ранние известия о кубачинском оружейном производстве относят к VI в. Но подписные образцы собственно дагестанского оружия относятся к концу XVIII - началу XIX вв. В это время селение Кубачи становится признанным центром по изготовлению не только холодного, но и огнестрельного оружия. Кубачинские ремесленники украшают свои изделия чернью по серебру золотой и серебряной насечкой по железу, делают великолепные пистолеты, кинжалы, ножны, конскую сбрую, женские пояса. В соседнем с Кубачи селении Амузги было сосредоточено производство клинков для шашек, кинжалов и других видов холодного оружия. В другом близлежащем селении - Харбук - изготовляли огнестрельное оружие. Амузгинские и харбукские мастера изготовляли свою продукцию, в основном, для кубачинцев, которые покупали ее для дальнейшей отделки. К середине XIX века в Кубачи значительное развитие получило производство филигранных и эмалевых изделий.

Еще один центр обработки серебра - Гоцатль - сложился в Аварии. Мастера серебряного дела и особенно мастера черни и накладной филиграни, занимавшиеся своим ремеслом лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время, были почти в каждом селении. Работали они преимущественно на заказ и лишь в незначительной степени - на рынок. Серебряное дело в этом ареале не получило столь ярко выраженного промыслового характера как у лакцев и даргинцев,

На базе традиционных аварских промыслов в 1958 г. в Гоцатле была создана артель по производству серебряных черневых изделий и медночеканной посуды, функционирующая по настоящее время.

Центрами производства серебряных изделий в Аварии были и другие селения - Согратль, Ругуджа, Чох, Гамсутль, Кахиб, Тиндал, Унцукуль. В XIX в. все эти селения были крупными очагами местной художественной культуры, а в некоторых из них стало быстро развиваться промысловое производство.

Значительный центр обработки серебра и золота существовал в Казикумухе. До начала ХХ века в Казикумухском округе это ремесло процветало в 55 аулах из 100. Такого масштабного промыслового ареала высокого мастерства и широкой специализации более нигде на Кавказе не наблюдалось. Наиболее известные мастера работали в селениях Кумух, Хурукра, Унчукатль, Кая, Куркли, Балхар, а также Ницовкра, Дучи, Читур, Чуртах, Чукна. На этой территории насчитывалось свыше 600 мастеров-серебрянников и около 300 златокузнецов. Здесь из золота и серебра изготавливали женские украшения: литые и ажурные пояса, кольца, серьги, ожерелья, браслеты, пуговицы, нагрудные украшения и проч. Кроме того, в значительном количестве изго­товляли табакерки, бокалы, шка­тулки, газыри, кавказские мужс­кие пояса, отделанные ножны кин­жалов, шашек и сабель. Обычно все изделия мастеров-серебряни­ков украшались чернью и грави­ровкой. Здесь в концу XVII в. рас­пространилась филигрань. От­дельные изделия, например пояса, орнаментировались филигранью, украшались позолотой, цветными камнями. Кожаные пояса традиционно украшались бляхами, мо­нетами, серебряной гравировкой. Следует отметить, что в Казикумухе достиг значительного уровня мастерства и оружейный промысел. В конце XIX в. масте­ра изготавливали позолоченные стальные клинки, кинжалы с ру­коятками из золота и серебряны­ми ножнами, украшенными мно­гоцветной перегородчатой и вы­емчатой эмалью, слоновой кос­тью, драгоценными камнями.

В ХVIII-ХIX вв. лакские мас­тера изготавливали шашки, саб­ли, кинжалы и ножи. После при­соединения к России в ассорти­менте изделий у оружейников появляется шпага, на которую был спрос в России. В этот период наблюдалась тенденция отхода от традиционной техники - применяется полировка лезвий шашек и сабель, вытравливание рисунков, новые виды узоров и изображений (например, герб Российской империи, инициалы императора и фамилия мастера).

После окончания Кавказской войны оружейное производство сменяется, в частности, на производство сельскохозяйственных орудий (лемехов, мотыг, серпов), чесалок для шерсти, слесарных инструментов. Широко развивается выделка медночеканной утвари. Наиболее известными и старинными центрами медночеканного производства являлись Кубачи, Ичичали (Андийский округ), селения Гунибского округа, Нижнее Казанище (Темир-Хан-Шуринский округ), а также ряд селений Казикумухского округа.

Обработка дерева

Наибольшее распространение художественная обработка дерева получила в южном предгорье, внутригорном и Южном Дагестане. Дагестанская резьба по дереву, наряду с общими чертами, присущими этому ремеслу у любого народа, имеет свои отличительные особенности и самобытные черты.

Все деревянные изделия разделялись на три группы: 1) архитектурные элементы (фасад, интерьер жилища); 2) мебель; 3) различные предметы быта, сосуды.

Особого расцвета искусство деревообработки достигло к XVII веку, в период, связанный с быстрым развитием ремесла и торговли, возникновением новых поселений и ростом прежних. Наиболее известными очагами художественной деревообработки в Аварии являлись ругуджинские и куядинские хутора Гунибского района. Высоким качеством резьбы по дереву отличались и изделия селений Кулла и Бацада Гунибского района. Отсюда по всему Дагестану расходились треногие табуреты (кулласа бак), мерки, солонки, кружки. Поставцы и солонки изготовлялись и в некоторых даргинских селениях: Бакни, Махаргимахи и др. Известное производство резных ларей находилось в лесистом Кайтаге (Тама, Адага, Дуреги, Кирцик, Чахдикна); на соседней с Кайтагом территории - в Табасаране - резьбой по дереву занимались в селениях Гуми, Ханаг, Ругудж, Хурик и др.

Во многих селениях Кайтага, Табасарана и Аварии изготовляли струнные музыкальные инструменты, седла, молотильные доски, лопаты, вилы.

Особо следует выделить промысел по производству различных изделий из кизилового и абрикосового дерева с серебряной и мельхиоровой насечкой (инкрустация по дереву) в аварском селении Унцукуль. Это шкатулки, коробочки, стаканчики, пеналы, портсигары, трости и проч.

В ХVI-ХVIII веках в Дагестане складываются основные школы профессионального искусства резьбы по дереву: табасаранская (селения Ханаг, Хурик, Ругудж, Гуми, Урга, Ляхля, Уртиль, Куштиль); кайтагская (Тама, Кирцик, Кулиджа, Лища, Верхнее и Нижнее Гулли, а также Ицари, Шири, Кубачи, Калакорейш); гидатлинская (аварские селения Мачада, Тидиб, Хотода, Урада, Гоор, Ругельда, Рента, Тлях). Каждая из локальных школ имела свои индивидуальные черты, связанные с местными художественными традициями.

Резьба в качестве декоративней отделки дерева распространена по всему Южному и внутригорному Дагестану и, прежде всего, в селениях: Чилик, Карчаг, Шихикент, Касумкент (Сулейман-Стальский район); Шаитли, Кидеро (Цунтинский район), Бежта, Хашархота (Бежтинский район), Телетль, Кахиб, Урада (Шамильский район); Куяда, Салта (Гунибский район); Апши, Верхний Дженгутай, Кадар, Эрпели (Буйнакский район). В Унцукуле в 1926 г. была создана артель, которая к концу 20-х годов выпускала множество изделий, где обработка дерева соединялась с насечкой металлом.

Резьба по камню. Резьба по камню - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в Дагестане, что, в первую очередь, предопределено наличием разнообразного строительного и поделочного камня. Первыми образцами резьбы по камню исследователи считают наскальные изображения, выявленные в разных местах Дагестана. Наиболее древние из них относятся к эпохам мезолита и неолита (VIII - VI тыс. до н.э.) и обнаружены близ селений Ругуджа и Согратль Гунибского района и селения Чирката Гумбетовского района. Резные изображения (иероглифы) выявлены близ селения Капчугай и в урочище Чумекуль Буйнакского района, у селений Кумторкала и Ленинкент Кумторкалинского района, Миатли Казбековского района, вблизи Буйнакска и в других местах.

В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) высокого совершенства достигла обработка твердых пород камня - диорита, кварцита, змеевика (серпентина), арагонита, известняка, из которых изготовлялись булавы, топорики и другие предметы, служившие атрибутами власти.

В Дагестане зарождается искусство глиптики - специфический вид художественной обработки драгоценных и полудрагоценных камней для изготовления печатей, перстней-печаток, амулетов. Это привело в раннем средневековье к дальнейшему развитию мастерства в обработке сердолика, горного хрусталя, халцедона, агата и других самоцветов, месторождения которых имелись в Дагестане.

ХIII-ХIV века - время, когда изобразительная форма в резном камне получила значительное распространение в селении Кубачи, которое в средневековье считалось одним из центров художественной культуры Дагестана. Некоторые дошедшие до нашего времени архитектурные детали, вставки в стены жилых домов, средневековых башен и культовых сооружений (мечетей, медресе), а также резные надмогильные памятники хранятся в ряде крупнейших музеев мира.

Среди памятников камнерезного искусства Дагестана эпохи средневековья особое место занимают надмогильные памятники. По форме они делятся на две группы. В первую группу входят наземные, горизонтально лежащие памятники в виде саркофагов с закругленным или килевидным верхом и нешироким горизонтальным выступом в основании. В XI-ХШ вв. они получили распространение в Южном Дагестане (Дербент, Маджалис, Кала-Корейш, Уркарах, Марата, Ерси, Белиджи и др.). Высекались надгробия из ракушечника. Из известных к настоящему времени саркофагов лишь один - калакорейшский - покрыт художественной резьбой с изобразительными сюжетами, а на остальных имеются лишь арабские надписи, изредка - растительный орнамент. Появление подобных памятников в Дагестане, вероятно, связано с распространением ислама.

Во вторую группу дагестанских каменных надгробий входят надмогильные плиты в виде вертикально поставленных стел, которые имеют многочисленные варианты, различающиеся между собой декоративной отделкой и характером оформления верха: трапециевидные плиты, обращенные широкой частью кверху; узкие прямоугольные плиты, верх которых имеет округлую, стрельчатую, килевидную и другие формы. Художественное оформление плит началось довольно рано - с XI -ХП веков, достигнув в Дагестане высокой степени совершенства к XVI веку, прежде всего - в селениях кубачинско-даргинского нагорья, в Табасаране, лакских районах, внутригорном и Южном Дагестане.

Дагестан на протяжении столетий славился своим камнерезным искусством. Даже в поздно средневековье резчики по камню имелись почти в каждом селении. Особенно выделялись такие центры камнерезного искусства, как Бакни, Кубачи, Уркарах, Ругуджа, Согратль, Чох, Куяда, Телетль, Ансалта, Мулебки, Уллуая, Сутбук и др.

Современное направление в камнерезном искусстве - это изготовление плит с изречениями из Корана, которые вмуровываются в фасады домов при их строительстве, а также надгробных памятников с орнаментами и надписями, исполненными арабской вяз (а зачастую - одновременно с ней - и кириллицей).

Традиционные народные промыслы являются свидетельством древней и долгой истории народов Дагестана, частью их культурного наследия. Однако это не только важнейшая часть национальной культуры, но и громадный потенциал экономического развития республики. Поэтому изучение территориальной организации промыслов позволяет как понять особенности этих важнейших сфер культурной и хозяйственной деятельности, так и наметить пути их сохранения и дальнейшего развития на уровне современных требований, особенно в период становления рыночных отношений и формирования туристско-рекреационной индустрии.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте