Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

История и развитие лакской литературы

16.09.2015 04:49 13.12.2017 08:59 admin Сведения о лакском языке 948

В развитии лакской литературы можно наметить две основных эпохи: литературу феодального периода и эпохи русского завоевания, и литературу советского и постсоветского периода.

Литературный язык, на основе кумухского диалекта стал складываться у лакцев ещё в средневековую эпоху, значительно раньше, чем у остальных народов Дагестана. Первые записи на лакском языке относятся к XV в. В начале XVIII в., на этот язык был переведён с персидского и арабского языков ряд произведений светского и научного характера, в том числе историческая хроника «Дербент-наме» и медицинский трактат «Ханнал мурад» («Желание хана»). Письменность до 1928 на основе арабского алфавита, в 1928-38 — латинского алфавита, с 1938 — на основе русской графики (с добавлением графемы I). Сейчас на лакском языке ведётся школьное преподавание, выходит газета, выпускается ряд учебников, книг. В высшей школе не преподаётся.

Литература досоветского периода

В литературе первых двух периодов господствующее место занимает религиозная поэзия и религиозно-дидактическая литература.

Основные мотивы религиозной поэзии: хвала Аллаху и его пророкам, толкование в стихах аятов Корана. В значительной части эта поэзи переводная. Главнейшие ее представители: например Магомед Балхарский (Маллай), издавший в начале XX в. (после организации в Темир-Хан-Шуре мусульманской литографии) сб. стих. «Мажмуатул Ашар». В этом сборнике помещены произведения Заида Койкинского, описывающие смерть шейха Гаджи-Мусы-Гаджи и его мюридов, произведения самого шейха Гаджи-Мусы-Гаджи и др. Из других произведений религиозной поэзии следует отметить: 2 сборника Гази-Сейд-Гусейнова: «Анhаруд-Думуэ» (Река слез), описывающая жизнь и страдания Гасана и Гусейна, сыновей Али ибн Абу Талиба, и «Киссатуль-Анбия», содержащая биографии пророков; религиозно-дидактические произведения Омара Балхарского «Бустануль Хокук» (Сад истины) и «Мовлуд» (жизнеописание пророка и посланника Мухаммада (с.а.в.с.)); «Tohpatul madanija» (Подарок из Медины) Абдул Керима Кумухского, мистические произведения паши Бачинского, Ума-хана Качаева и др. Все эти произведения почти недоступны широкой массе современных лаков, так как яз. произведений насыщен арабизмами.

В дальнейшем мотивы религиозные в Л. л. Переплетаются с национально-революционными; глубочайшая ненавистью к угнетателям — представителям русского самодержавия, соединяется с настроениями панисламизма и пропагандой объединения с Османской империей.

К литературе этого периода относятся: творчество ученого арабиста, знатока персидской и арабской литературы Юсуфа Кади Муркилинского [ум. в 1918], пытающегося перенести в лакскую поэзию формы арабско-персидской газели и касыды («Газалий», «Касидет» и др.); его лирические произведения используют весь комплекс традиционной тематики арабо-персидской любовной лирики; в его последних произведениях преобладают мотивы резиньяции и недовольства жизнью.

Произведения большого мастера слова — Шафи-Ницовкринского [ум. в 1918], наряду с лирическими произведениями написавшего ряд поэм: «Низложение султана Абдул-Гамида и балканская война», «Европейская война», «Японская война», ряд диалогов: «Каусарат», «Берлинская барышня» и др.; песни Будугая Мусы, написанные в Сибири (куда он был выслан за участие в восстании 1877), песни, полные проклятий предателям и надежд на грядущее отмщение; песни Гасана Гузунова, указывающие на ошибки, связанные с восстанием 1877. От этих песен резко отличаются своим революционным содержанием произведения старого революционера-эсера Саида Габиева, основателя и редактора первой лакской газеты «Заря Дагестана» (издавалась в СПБ в 1912). К этому же периоду следует отнести ряд писателей, последние годы деятельности которых по времени совпадают уже с послеоктябрьской эпохой, но творчество которых обращено еще к прошлому. Таков уже упомянутый ученый арабист Гасан Гузунов (род. в 1854 в Казикумухе), автор трактатов по астрономии и богословию и поэтических произведений на политические (движение имама Шамиля) и любовные темы.

Литература советского периода

Ряд писателей послеоктябрьской эпохи следует начать именем Гаруна Саидова (род. в селении Вачи в 1891, расстрелян деникинскими бандитами в Кумухе в 1919), основателя лакской газ. «Илчи», автора ряда стихотворных и прозаических произведений и первой социальной драмы на лакском яз. — «Калайчитал», рисующей тяжелую жизнь лудильщиков. Продолжается творчество Саида Габиева. Им написан сборник стихов «Звуки лакской чунгуры» [1927], «Сааз Саида» (на русском языке), повесть «В народ», а также ряд исследований по истории («Мюридизм на Кавказе», в газете «Красный Дагестан»). Из поэтов послеоктябрьского периода, писавших в основном произведения социально-бытового характера, следует отметить: Ахмеда Каради Заку-Задэ (Курди), Ибрагим Халил Курбан Алиева, Абакара Мудунова, Магомеда Башаева, Гадиса Гаджиева и Муеддина (Мурада) Чаринова. Двоим последним принадлежат также ряд переводов на лакский язык из Пушкина, Лермонтова, Гейне, Шекспира и др.

Фольклор

Лакский фольклор богат и разнообразен. Героический эпос восходит к средневековой эпохе феодализма. Восхваляются подвиги героев походов на грузин, героев участников борьбы с Персией и Россией. Много общего у лакского эпоса с эпосом аварским не только по форме, но и по содержанию. Многие произведения лакского фольклора были ещё в отдалённые времена переведены на аварский. К героическому эпосу относятся следующие произведения: «Партувалил Патимат», «Моллачул Иса», «Даддакал Балай», «Казамиль Али», «Париль-Мисиду» и др. Лирическая песня в значительной степени, если не исключительно, создается женщинами. Обычный размер лакской песни (балай) — четырнадцати- или одиннадцатисложник; в настоящее время в лакскую устную лирику проникают также и другие размеры. Лакская сказка (маха) большей частью разрабатывает общие всем народам сюжеты волшебной сказки; характерны традиционные зачины («Были не были, и куда же идти, когда не были») и концовки («Так они дошли до цели, я гулял на их свадьбе и сейчас иду оттуда»).

Широко распространенным и любимым жанром устной Л. л. являются пословицы (учальартту), в которых отразилась «житейская мудрость» старого общества: «Не оставляй хлеба, хотя б ты был сыт, не оставляй бурку, хотя нет дождя». Для развлечения употребляются загадки (ссигри), напр.: «В одной бочке два разных напитка» (яйцо), «От ходьбы не устает, от еды не наедается» (мельница). Очень древним пережитком являются так наз. поговорки (учай махру); так, проходя мимо работающих, говорят: «вам будет удача», мимо молотящих — «да будет много», при каком-либо несчастном случае — «да охранит вас от несчастья» и т. п. Богатая устная Л. л. мало изучена; собранные некоторыми лакскими работниками (Чариновым, Гитинаевым и др.) материалы еще не опубликованы.

Оставить комментарий

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте