Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Чалаев Камиль Ширваниевич

14.09.2015 11:57 admin Лакские деятели культуры 2367

Камиль Чалаев - композитор, певец и дирижер - родился в 1962 году в Москве в артистической семье лакского композитра Ширвани Чалаева и Ирины Каплун, певицы и музыковеда. Родители передали сыну абсолютный слух и уже в четырёхлетнем возрасте Камиль начал играть на скрипке, научился нотам и безошибочно отличал звучание оркестровых инструментов. В 7 лет он поступил в Центральную Музыкальную Школу при Московской государственной консерватории им Чайковского по классу скрипки, которую он позже поменял на контрабас. Прекрасно играл он и на фортепиано. В то время юные дарования пользовались поддержкой государства, обучение было бесплатным, и страна славилась не только ракетами и спортом, но и высочайшим уровнем подготовки музыкантов.

Chalaev Kamil Shirvanievich

Однако от перенасыщения классической музыкой, в подростковом возрасте Камиль Чалаев начал увлекаться бас-гитарой, на которой играл в школьной группе на танцах. Из популярной музыки ученики слушали тогда "Махавишну", "Дип Пёрпл", "Лэд Зеппелин" и "Пинк Флойд". Свою собственную музыку московские рок-коллективы играли в общежитии Физтеха на Долгопрудном переулке. В этом зале выступали такие популярнейшие группы как "Виктория", "Високосное лето" и "Машина времени". Камиль был самым молодым басистом в Москве и хотя исполняемая им музыка выбивались из общей струи, их ритм-группой заслуженно восхищались.

Учёба же в Музыкальном училище при Московской гос.консерватории на Мерзляковском переулке радовала всё меньше. На втором курсе Камиля Чалаева по каким-то соображениям не пустили на всесоюзный конкурс молодых исполнителей. Для своего возраста он неплохо играл на контрабасе, и знал наизусть программу всех трех туров. Однако фраза, небрежно брошенная директором училища, заставила молодого музыканта задуматься над выбором своего будущего: "Вы всё выигрываете конкурсы, а потом уезжаете", сказали ему. Эта юношеская обида, усиленная разводом родителей, привела Камиля к настоящему кризису, когда он поставил перед собой цель во что бы то ни стало уехать из СССР.

Тем не менее, предперестроечная Москва открывала неплохие возможности для молодого музыканта. Однажды вечером Камилю позвонил руководитель легендарной группы "Рок-Ателье" Крис Кельми и попросил его сыграть без подготовки "Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты", шедшую тогда в театре Ленинского Комсомола. Работать в самом известном московском рок-коллективе было престижно и интресно. Став рок-басистом, Камиль начал петь и окончательно бросил классику.

Работая в театре, он помогал снимать с записей музыку Алексея Рыбникова для новой и многообещающей рок оперы "Юнона и Авось". Весь звуковой материал был исполнен на синтезаторе из музея Скрябина без единой нотной линии. Именно с концертами "Юноны и Авось" в 1983 г. Камиль впервые попал в Париж. Сорок пять представлений сыгранных в Эспас Кардэн оставили у него впечатление, что этот город просто создан для свободного творчества. Загадав желание когда-нибудь в будущем переехать в Париж, он подкрепил свою мечту традицией и бросил 5-ти сантимовую монетку в реку Сену.

Во время скучных гастролей в Саратове, Камиль от нечего делать стал ходить в саратовский православный собор, где его позвали в хор и там же и научили читать по-слявянски. По его собственным словам, он понял "что единственное достойное христианина место - это храм". В Москве он стал ходить на подворье и подпевать бабушкам в хоре. Решение уйти из театра Ленинского Комсомола пришло само собой. Марк Захаров, директор театра, приняв заявление Камиля об уходе, лишь покачал головой и обнял его на прощание.

Однако сотрудничество с самыми известными рокгруппами того времени на этом не закончилось. По линии Москонцерта, он как басист объехал полстраны с Алексеем Романовым (группа "Воскресение"), Евгением Хафтаном и Жанной Агузаровой (группа "Браво"). В это же время Камиль начал интересоваться авангардом и вскоре стал, как он выражается, "делать музыку и звуки", а также дирижировать. В Школе-Студии Театрального искусства он записал свои первые композиции, его приняли в Клуб Маяковского, в который входили некрореалисты во главе с Юфитом, Африкой, Борисом Гребенщиковым, Виктором Цоем и др.

Так Камиль Чалаев попал в так называемую группу "младоавангардистов" и вместе с единомышленниками попытался создать новую творческую структуру Свободную Академию. Их часто в шутку обвиняли в том, что они де пытались построить некое Министерство Авангардной культуры, хотя на самом деле они просто призывали коллег к объединению. Как бы там ни было, Россию Камиль покинул в 1989 г. именно в статусе президента Свободной Академии, воспользовавшись приглашением друга француза. Так Камиль снова оказался в Париже, где начались его эмигранские скитания.

В Парижском соборе Александра Невского он был услышан и замечен местным клиром. В этот момент в одной из парижских церквей ушел на пенсию псаломщик и Камилю Чалаеву тут же предложили стипендию, учебу в Сергиевском подворье и место исполняющего должность псаломщика (где он работает до сих пор). В Институте же он прошел практический и теоретический курс хорового пения по старой, дореволюционной певческой традиции. Одновременно с учёбой он вошел в круг русской художественной богемы во Франции, познакомился с Алексеем Хвостенко, Олегом Саханевичем, Юрием Гуровым и Александром Путовым. В институте он жил в одной келье с писателем, парижским профессором и издателем Андреем Лебедевым.

Разные сложные моменты борьбы за существование и жизни в эмиграции не помешали Камилю Чалаеву специализироваться на современной классической авангардной музыке. В высшей школе в Сорбонне у Жан Руша ему пришлось доучиваться органологии, этномузыковедению и кино. Теперь он дирижирует хорами, преподаёт, собирает коллекцию инструментов на которых исполняет свою экспериментальную музыку. Осуществляя свою юношескую мечту, десять лет назад Камиль Чалаев основал в Париже Ecole Sauvage "Дикую Школу", которая является частью Новой Свободной Академии, зарегистрированной в Париже и, как и прежде, весьма эфемерной. Корни ее переплелись с историей российского искусства, ведь в 1980-х годах в Москве была основана Свободная академия, уходящая, в свою очередь, к более дальним временам, в частности, к античной академии Платона.

"Дикая школа" Камиля Чалаева пропагандирует авангард и помогает современным художникам и музыкантам найти свою творческую роль в обществе, стране, мире. В 2006 г. Камиль вместе с женой, хореографом Сабин Жаме, в третий раз подряд давали мастер-классы в г. Одессе. Первые их рабочие контакты начались с обмена опытом с благотворительным фондом "Дорога к дому", центром социальной реадаптации беспризорных детей и подростков. Детям эти занятия пришлись по душе и многое дали. Ведь Сабин и Камиль заставляют взглянуть на мир по-другому: сквозь призму своего творчества они учат смотреть на себя со стороны и руководить своими движениями. За эти две недели работы в Одессе они успели уделить внимание не только детям, но и всем желающим, независимо от возраста. Вот теперь и "Дикая Школа" путешествует по миру, чтобы создавать пространство свободного творчества, обмениваться знаниями и знакомить профессионалов друг с другом. Одним из недавних творческих проектов в Украине стал "Морской реквием", исполнявшийся на музейных колоколах с затонувших кораблей, собранных в Музее морского флота Одессы, в память о моряках и всех погибших жителях города.

А в Париже Камиль поёт сольные басовые камерные партии, отдавая предпочтение произведениям Мусоргского, дирежирует хором, воспитывает молодых художников и музыкантов. Статус артиста во Франции по-прежнему оставляет относительную свободу выбора, как он говорит сам, "несмотря на то, что на неё пытается посягать местное правительство". За всё это время Камиль был в России всего лишь раз, да и то остался весьма разочарован произошедшими в стране переменами. Его новый творческий проект носит название "Изгнанное поколение". В нём Камиль Чалаев стремится увековечить достижения русских художников и музыкантов-авангардистов, живших в разное время в иммиграции. Его главные герои и их удивительных произведениях заслуживают отдельного рассказа.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте