Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Общие сведения о лакцах

14.09.2015 18:07 admin Общие сведения о лакцах 963

Лакцы, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана, часть переселилась на равнину, в города и за пределы Дагестана.

У арабов в Х в. н.э. впервые встречается название лезгин (Lakz) для горцев Дагестана (по Масуди). После арабов в Дагестан являются в качестве завоевателей монголы и тюрки. В XIII-XIV вв. Северная низменность и Приморская низменность на юг до Дербента принадлежали Золотой Орде. При походе Тимура (1395 г.) впервые упоминаются Кайтаг и Кази-Кумух. Кайтаг составлял владения Тохтамыша, в нем было много христиан, а ислам не был распространен.

Пионерами ислама в Дагестане считаются казикумухи (лаки). Во время нашествия Тимура они действовали против него вместе с жившими севернее племенами Ашкуджа (Акуша). Тимур упрекал их, что они, мусульмане, а с язычниками. Из этих данных видно, что ислам стал получать распространение только с конца XIV в.

Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с XVIII в. – ханство, которое было присоединено в 1820 г. к России. В 1944 г. часть лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев. Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды, ювелирное ремесло, гончарство, золотое и серебряное шитьё, шорное и сапожное дело, обработка камня.

Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с XVII в. Письменность первоначально была на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П.К. Услара. Письменность на основе русского алфавита была возобновлена только в 1938 г.

Испокон веков каждый аул в Дагестане занимался своим, отличным от других ремеслом. Сейчас народные промыслы не утратили своего значения. Изделия используются не только для собственных нужд, но и охотно покупаются туристами, участвуют на международных ярмарках.

Табасаранцы создают в своих коврах такие орнаменты, что, кажутся сказкой.
Балхары – делают удивительную посуду, причем этим занимаются только женщины.
Унукульцы - занимаются поделками из дерева, их называют аулом поющего дерева.
Гоцатлинцы – работают по серебру и создают незабываемые узоры.
Есть лакский аул канатоходцев Цовкра, и даже аул поэтов.
Знаменитый аул Кубачи - аул ювелиров.

«Наш аул Арчута – рассказывал муж, - был аулом лудильщиков. Многие мастера из разных аулов весной отправлялись на заработки, а осенью возвращались с деньгами, и таким образом обеспечивали свои семьи. Детей с малых лет обучали мастерству.

Вот и наш отец, забрав нас с собой, поехал в 1940 году на заработки в Москву. Мне тогда было около восьми лет, брату девять. Помню, однажды, отец ушел куда-то по делам, а мы с братом решили подзаработать и взялись лудить самостоятельно. Но использовали только свинец. Сделали все, как делал отец, и поставили «отремонтированную» кастрюлю на солнце. Время от времени отходили подальше и любовались своей работой. Кастрюля на солнце переливалась всеми цветами радуги. Мы были довольны тем, что стали «настоящими» мастерами.

Когда вернулся отец, не стали хвалиться, еле скрывая нетерпение, ждали, когда он сам увидит, как хорошо мы починили кастрюлю. Но вместо предвкушаемой нами похвалы, он сильно отругал нас, потому что посуда была испорчена, И теперь нужно было заплатить хозяину за эту кастрюлю. До сих пор помню, как это было обидно. Мы ведь очень старались и с нетерпением ждали возвращения отца, чтобы он назвал нас своими помощниками. Выше этой похвалы на свете ничего не было».

А вот, что пишет о лакцах, Расул Гамзатов: «В Дагестане есть небольшая народность – лакцы. Малочисленны лакцы но, тем не менее, их можно встретить во многих уголках земного шара. Бедное существование на каменистой земле заставляло их бродить по белу свету. Все они прекрасные ремесленники, мастера-сапожники, златокузнецы, лудильщики, а некоторые ходили по земле и пели песни. В Дагестане говорят: «Осторожней разрезай арбуз. Как бы оттуда не выскочил лакец». Провожая сына в чужие края, мать-лачка наказывала: «Когда будешь, есть кашу из городской тарелки, смотри, нет ли под ней нашего человека».

Все языки народов Дагестана сильно отличаются друг от друга. И каждый житель этой горной страны помимо своего родного языка и русского, знает еще пару-тройку языков соседних аулов. Один известный лакец обошел весь мир, попал в Эфиопию, сделался там министром. Он утверждал, что не встретил на своем пути ни одного языка, похожего на лакский.

И вот рассказывают такой случай.
Абуталиб Гафуров (известный в Дагестане лакский поэт) однажды гостил в Москве. На улице ему понадобилось за чем-то обратиться к прохожему. Скорее всего – спросить, где тут базар. Случилось так, что Абуталиб встретил англичанина. Тот не понял и стал переспрашивать Абуталиба сначала на английском языке, потом на французском, потом на испанском. Абуталиб же пытался объясниться с англичанином сначала по-русски, потом по-лакски, потом по-аварски, потом до лезгински, потом по-даргински, потом по кумыкски. Собеседники разошлись, не поняв друг друга. Один слишком культурный дагестанец, знающий десяток слов по-английски, сказал:
- Вот видишь, что значит культура. Ты не смог поговорить, потому, что не знал английского языка.
Понимаю, - ответил Абуталиб, - только почему англичанин должен считаться культурнее меня, ведь он тоже не знал ни одного языка, на котором пробовал говорить с ним я.

Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции, обычаи и своих героев. Лакцы малочисленный народ, всего-то 118 тысяч человек. Но вот что удивительно, в СССР, в процентном соотношении на душу населения, лакцы по числу научных работников всегда занимали первое место. Про лакцев говорили, что они с пеленок стремятся в библиотеку, научившись ходить стараются поступить в институт, а оседлав коня, готовятся защитить диссертацию. У них, где трое – ученый совет, где пятеро – филиал Академии наук.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте