- О лакцах
- Районы
- Литература и язык
- Культура
- Кухня
- Видео
- Музыка
- Книги
- Телевидение и Радио
- Фотогалерея
- Новости
- О сайте
- Кавказ
Открыть меню
Войти:
Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.
Цовкра-1 - аул, где древние камни дышат историей - самое высокогорное селение Кулинского района, расположенное на высоте 2800 метров над уровнем моря у подножия величественной горы Щунудаг. Село, которое славится на весь мир своим замечательным искусством хождения по канату. Впрочем, о возникновении этого искусства существует множество разных версий.
Почтенные аксакалы рассказывают, что в давние времена в поисках пропавших животных, а также во время охоты на диких зверей, цовкринцам приходилось одолевать головокружительные подъемы и крутые спуски по скалам при помощи конопляных канатов (арканов). В условиях сильно пересеченной местности им приходилось перебираться через горные реки, пропасти и гибкие ущелья по бревнам, используя для этого шест как опору и балансир. Впоследствии они так наловчились в хождении по бревнам, а затем и по канату, что постепенно хождение по канату стало обязательным атрибутом народных торжеств и развлечений в селе, а позже - ремеслом. Именно благодаря уникальному ремеслу канатоходцев селение получило широкую известность в России и за ее пределами. Только до сих пор остается загадкой – что же все таки положило начало канатоходству: необходимость преодолевать горные вершины и пропасти или же состязания цовкринских мужчин в ловкости и сноровке в лазанье над бездонными горными провалами? История любит ставить множество вопросов. Бесспорно лишь одно: уникальное искусство канатоходцев потрясает человеческое воображение.
Что касается самого названия Цовкра, то и тут существует много версий расшифровки названия села, но наиболее верная, близкая к истине, наверное, та из них, по которой название села переводится как «познавшие огонь» (по-лакски «ЦIувкIул»)
Данная версия совпадает с предположениями аксакалов и ученых-историков и о происхождении канатоходства. Преданий много. Согласно одному из них, строя новый дом, цовкринцы первый огонь в его очаге разжигали от священного костра, который полыхал меж огромных каменных глыб. Такой огонь считался оберегом от злых сил природы, духов, спасал очаг от болезней, несчастий, голода и холода.
К священному костру был проложен мост: гладкое бревно на высоких опорах. По «огненному ритуалу», огонь в свой очаг должны были перенести девушки, пройдя по гладко отполированному тысячами ног бревну. Если девушка сможет зажечь факел, то это принесет счастье и благополучие хозяину нового дома. Это ритуальное хождение по бревну требовало от цовкринок большой ловкости и смелости, падение же с него, кроме физической опасности, несло еще позор и подозрение в утрате невинности.
Профессор Даггосуниверситета Магомедбаг Гусейханов приводит множество фактов, подтверждающих, что в стародавние времена цовкринские предки были заядлыми огнепоклонниками: «На древность села указывают свидетельства распространения здесь до принятия мусульманства христианства. В окрестностях села имеется «чапур хIатталу» - кладбище неверных, которое является более древним, чем нынешнее кладбище.
Цовкринцы, видимо, потребляли в пищу кабанов, так как рядом с селением имеется урочище кабанов — «бурчIанниялу». В обрядах, традициях цовкринцев сохранились все признаки зороастризма - религиозного учения, распространенного в I тысячелетии до н.э. на Восточном Кавказе, где существовал культ огня. Да и в наши дни обрядам, обычаям и ритуалам селения Цовкра характерно присутствие в них огня: зажигание костров, свеч, огненные колеса, вынесение лампад и др.».