Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Сумбатлинские могильники (с. Сумбатль)

15.09.2015 14:14 admin Кулинский район 567

Наличие в окрестностях Сумбатля поселений по крайней мере с VIII века до н. э. подтверждается археологическими исследованиями, проведенными в Кулинском районе в 60-х гг. прошлого века. Раскопки, произведенные в 1967-1968 гг. под руководством В. Г. Котовича в сел. Цыйша и в следующем году О. М. Давудовым в бассейне реки Казикумухского Койсу, в том числе и Сумбатлинских могильников, показывают наличие на землях селения Сумбатль уже сложившихся поселений в VI вв. до н. э. Эти раскопки позволили охарактеризовать материальную культуру горного Дагестана албанского времени, определить характер и направления контактов населения и, наконец, поставить вопрос об особенностях социальной организации общества. (Давудов О. М. Материальная культура Дагестана албанского времени, с.34).

Известно, что на погребальных памятниках Дагестана албано-сарматского времени встречаются грунтовые могилы, каменные ящики и склепы. «В Сумбатлинском могильнике конца I тысячелетия до н. э. и начала I тысячелетия н. э. среди четырнадцати каменных ящиков и гробниц встречен и один полуподземный склеп. Это говорит о том, что грунтовые могилы являлись основным видом захоронений 1 тысячелетия до н. э., а в последующем все чаще и чаще встречаются каменные ящики и склепы». (Там же, с. 75).

По свидетельству археологов, каменные ящики встречаются в Дагестане с глубокой древности. Однако, начиная с конца 11 тысячелетия до н. э. их вытесняют фунтовые могилы и в IV -1 вв. до н. э. ящики уже не встречаются. Поскольку каменных ящиков здесь было обнаружено много, можно предположить, что сумбатлинские поселения существовали еще до IV века до н.э.

Представляет также интерес и то, что в одном из Сумбатлинских могильников был обнаружен и полуподземный склеп, который характеризуется наличием более значительного по размерам каменного сооружения с боковыми лазами и специальными полками, рассчитанными для захоронения еще других людей, животных, оружия, инвентаря и т. д.

Склеп Сумбатлинского могильника имел форму вытянутого четырехугольника размером 2,0-2,5х1,5х0,9 м (сохранившаяся высота), ориентированного длинной стороной по линии восток - запад. Лаз шириной 0,7 м был оформлен в западной торцовой стене. Стенки облицованы каменной кладкой и вертикально установленными массивными песчанниковыми плитами. Хотя к моменту раскопок погребение было потревожено, но сохранились кости, 5 черепов, богатый и разнообразный инвентарь. Особенно много предметов вооружения (См. Даудов О. М. Материальная культура Дагестана албанского времени. Махачкала. 1996. Стр. 79 - 80). Склепы в Дагестане бытуют с VI-V вв. до н.э. по X-XI вв. н.э. Аналогичный склеп был найден и на окраине села Куркли Лакского района, но относится он к V-X вв. н.э.

В Сумбатлинском могильнике обнаружено также и вторичные погребения, где в одном могильнике имеется несколько черепов. Наличие нескольких черепов в одном могильнике, как предполагают историки Страбон и Ксенофонт, объясняется тем, что после битвы с поля боя уносили головы убитых ими врагов и даже специально охотились за головами. Возможно, что черепа принадлежат рабам, которые на том свете должны были служить своему хозяину.

В Сумбатлинских могильниках так же, как и в Цыйшинских, обнаруживаются погребения скорченных на боку умерших, которые были сориентированы на все стороны света, кроме востока. Встречаются также остатки заупокойной пищи (кости мелких и крупных животных, зерна пшеницы). Такие же погребения характерны для всех подобных погребальных сооружений Азербайджана.

Другой особенностью, как говорит О.М. Давудов, для памятников Дагестана III века до н.э.-V века н.э. является наличие подстилок под отдельными погребениями. В двух погребениях Сумбатлинского могильника были найдены подстилки в виде каменных плит. Найдены также отдельные захоронения с конями и собаками, как это делали скифы, сарматы и аланские племена. Это характерно для периода поздней бронзы и раннего железа. В тот период в жизни людей большую роль играли эти животные, что говорит, что на обычаи местного населения оказали влияние вышеназванные племена.

В Сумбатлинских могильниках найдено также немало кувшинов, оружия, ножен, мечей, обтянутых кожей, что свидетельствует о широком применении кожи в производстве одежды, обуви, конских сбруй, щитов, колчанов и прочего. В могильниках найдены также обоюдоострые мечи с кольцевидным навершием. Их найдено в Дагестане 6 экз., 3 из них в Сумбатлинском могильнике и по одному в Карабудахкентском, Бежтинском и Калкниском могильниках. Все они соответствуют аналогичным сарматским образцам: их длина 50-60 см, длина рукоятки 13,5 см, диаметр кольца навершия - 2,8 см, рукоятки и клинки выкованы из одного куска железа, клинок имеет линзовидную форму в сечении. Мечи в Сумбатлинском могильнике найдены с кольцевыми навершиями в комплексе с шарнирной фабулой.

В могильниках найдено 6 мечей. В одном из них вместе с обломком меча обнаружена костяная трубочка от темляка и крупная брусина (набалдашник) из зеленого стекла, в другом - ножны, отделанные тонкой бронзовой обкладкой. Длина сохранившихся мечей 91 см, длина черенков 6,3-12 см, ширина основного клинка 3,5-4,5 см. Эти мечи типичные сарматские изделия относится к I веку н.э., они как раз в первом веке и проникли на Кавказ, а массовое их распространение связывают с продвижением алан.

Жители села Сумбатль, как и других поселений, жили в период многочисленных войн, и это не могло не отразиться на их жизни. Наряду с мечами, наконечниками коней, стрелами в могильниках найдены и предметы конской упряжки. В Сумбатлинских могильниках встречаются конские удила. В их петли, образованные загнутыми наружными концами, продеты железные кольца. Аналогичные удила встречаются в скифских могилах. Найдены также крестовидные псалии, надетые на стержни удил у основания наружных петель. Аналогичные псалии встречаются только на Северном Кавказе, в том числе в Прикубанье, а датированы они III-I вв. до н.э. В могильниках встречаются и различные украшения в виде пряжек, серег, фабул, зеркал и т.д. Обычно оружие и зеркала клали в разбитом виде.

О. М. Давудов считает целесообразным албанский период ограничить рамками III в. до нэ. и IV в. н.э. Такое деление, указывает он, соответствует характеру развития культуры Дагестана, так как появление Сасанидов не нарушило политические границы Албании, не изменило материальной культуры, а, наоборот, существенно обогатило ее. Лишь с появлением гуннских кочевников изменились северные границы албанского государства, что внесло существенные изменения в развитие местной материальной культуры, которые видны и по коренной трансформации характера погребальных сооружений, обрядов и инвентаря. Это видно по грунтовым могилам и скелетам, обнаруженными скорченными на боку, сидячими и с расчлененными костями.

О. М. Давудов отмечает, что в Сумбатлинском могильнике встречены материалы, свидетельствующие о наличии погребальных комплексов более древнего периода, чем изученные нами комплексы албанского времени. Так, розовая сердоликовая бусина с надпилом у отверстия относится к III в. до н. э., а также петлевидная височная привеска с длинными разомкнутыми концами, (характерная для памятников Дагестана скифского времени. (Давудов О. М. Материальная культура Дагестана албанского времени. Махачкала, 1998, с. 199).

Археологами были обнаружены за стенами одного из Сумбатлинских могильников кости из более древних погребений, сдвинутые при возведении нового погребального сооружения. Все это свидетельствует о том, что на Сумбатлинском могильнике имеются пока невыявленные и неизученные архаичные погребальные комплексы (там же, с. 194).

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте