Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Сейид Нурадин Кумухский

15.09.2015 08:23 admin Известные выходцы из Лакского района 981

Имам Шамиль, а также многочисленные Аббасиды — потомки шамхалов, жившие в XIX веке на территории Аваристана, именовали Кумух «матерью» горских «городов», стоящих в бассейне Сулака.

По их мнению, титул этот являлся заслуженным, ибо создали его труды коренных кумухцев в сфере распространения и укрепления мусульманства на Кавказе. Действительно, мы знаем, что в XIV—XVI веках кумухцы являлись одним из столпов священной войны, которая велась тогда в самых глухих местах Дагестана и на Северном Кавказе. Как печальный результат этого стояли в Кумухе, причем еще в начале XX века, надгробные плиты с надписями, принадлежавшие местным воителям за веру (гази).

Отличились кумухцы и в событиях XVIII века — в боях с солдатами Петра I (военачальник Качай-бек) и с кызылбашами Надир-шаха. Так, к примеру, когда войска последнего вошли в Кумух, то выступили против них, несмотря на отъезд Сурхай-хана в Чароду, жители квартала Кибуди (Кьибуди). За это разорили кызылбаши названную обитель религиозной и светской знати. Усадьбы этих кумухцев были разрушены, а их имущество расхищено. Через несколько лет, во время последнего прихода надировских войск на лакскую землю, выступили с мечом в руках против врага целый ряд знатных кибудинцев в окружении своих дружинников.

Эти кумухские Аббасиды — родственники знатных гонодинцев и телетлинцев XVIII века — практически все погибли в тех боях, вследствие чего род Аббасидов (то есть шамхалов) вымер в скором времени в пределах бассейна Казикумухского Койсу. Дошли до наших дней при всем этом имена четверых кумухских Аббасидов, погибших тогда от мечей врагов, приходивших на их родную землю под знаменами великого полководца Надир-шаха. Вот их имена: Чукук — сын Рустамхана, Алибек — сын Чукука, Чукук — сын Султана, Чупан — сын Гирея.

В начале второй половины XVIII века, когда на закавказский Аваристан напало 30-тысячное грузинское войско во главе с царем Ираклием и его отцом, пришли из Дагестана, причем зимой, только кумухцы под знаменами сына Сурхай-хана. Объединенное войско джаро-белоканцев, этих кумухцев и шекинских лезгин разгромило тогда армию, пришедшую из Тбилиси, с кандалами в обозах, в которые заковывали население Закатальского округа после победы над ним.

Во время Кавказской войны сражался на стороне имамов Дагестана и Чечни целый ряд кумухцев. Первым делом следует назвать правнуков Сурхай-хана: фанатичного «князя» Башира, Хаджияхью — полководца, Абдурагима — наиба. Среди активных воителей за свободу дагестанских гор было много кумухских узденей — Канкуевы, Каяевы, Рашкуевы, Амировы, Шахшаевы и другие. Много воинов за ислам вышло и из многочисленной фамилии Кадиевых, наследственных кадиев Кумуха. Только в одной семье этой фамилии было четыре воина-мюрида: Иса (погиб, похоронен в Чароде), Мамма (скончался от ран, похоронен близ селения Бацада), Хабибулла (погиб неподалеку от селения Шали), Сулейман — участник Кайтагского похода, был сослан в Сибирь.

Аварские историки XIX века считали, что знаковым моментом «блистательной эпохи» Шамиля был приход в Аваристан сейида Нурадина Кумухского. Этот потомок Пророка (мир ему) стал жить, как можно предположить, на территории Цумадинского района, где имелись тогда лица кумухского корня — в числе их родичи шейха Джамалутдина. Там же, по-видимому, этот сейид Нурадин и умер, ибо уже в первой половине XX века никто не помнил в Кумухе об этом потомке Пророка (мир ему), видной фигуре шамилевского имамата.

Недавно удалось обнаружить, причем вдали от Дагестана, ценные арабские материалы о сейиде Нурадине Кумухском и о его предках. Эти бумаги, которые нашел для кавказоведения большой патриот Алил Ахмедов-Кадиев, заверены печатью имама Шамиля, а также печатями нескольких особо уважаемых и влиятельных кумухцев XIX века. В их числе Гарун Кадиев и Хаджииса — наибы, принявшие участие в восстании 1877 года на стороне имама Мухаммадхаджиява Согратлинского, богач Максуд Качаев, Абу — сын Умара, известного как родоначальник Абуевых, которые прилагали и прилагают много усилий для процветания экономики и культуры Дагестана, Бугдан Абдуев — служащий, Мухаммад-хаджи Закуев — ученый и, наконец, князь Муса Сурхайханов.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте