Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Арчутта

15.09.2015 13:25 21.09.2015 14:37 admin Села Лакского района 919

Село Арчутта располагалось у подножия горы Вац!илу на высоте 1400 м над уровнем моря, в 7км от районного центра Кумух. Земельные угодии по периметру граничат с юга с селением Кукни, с юго-востока - с селением Ахар, с востока и северо-востока - с селением Хуна, с севера и севера-запада - с селением Хури, с северо-востока до востока с селением Хурукра.

Село изначально было не очень большое. По словам старожилов конца 19 века, наибольшее число дворов достигало 29. Жителей было не более 160-170 человек.

Расположено было в местности, окруженной горами, защищенной от ветров. Рядом по окраине села проходила дорога. Многие запоздалые путники находили себе приют и ночлег в селе, особенно в зимнее время.

По преданию, село возникло в незапамятные времена. Три брата, выходца из с. Табахлу охотились в лесах горы Вац!илу (название горы Вац!илу произошло от лакского слова «Вац!а», то есть лес). Братья убили в лесу оленя и отдыхали на вершине святой горы Вац!илу. Они оглядели окрестности и, так как им понравилась местность (климат, лес и обилие дичи) поняли, что это и есть то, что так долго искали в жизни и решили обосноваться в этих местах.

Старший брат, которого звали Хурук, спустился по одной стороне и основал село Хурукра, средний брат по имени Хури спустился по другому склону и основал село Хури, ну а младший, которого звали Арчу, спустился по противоположной стороне и основал село Арчутта. Говорят, так возникли три соседствующих друг с другом села.

Три источника с вкусной водой вполне обеспечивали селян водой. Удобно было ею пользоваться и путникам, так как один из них располагался прямо у дороги.

Архитектурное сооружение представляло собой следующее: это было подземное сооружение с двумя арками, сводчатым потолком, плавно переходящим в стены. Выполнено все было из тесаного камня. Желоб, вытесанный из цельного камня, уходил в толщу за стену на 1м.

Вода набиралась в источник представляющего сoбой бассейн 2*2м глубиной 1.5м тоже из тесаного камня. Сюда приводили наврузбага (жених на второй день), окунуться в ледяную воду. Освещалось помещение от входа и двух квадратных проемов в потолке.

О «почтенном» возрасте села свидетельствуют и три кладбища: нижнее, среднее и верхнее. Нижнее и среднее от времени утратили, все признаки кладбища, полностью сравнялись с землей. Верхнее было действующее.

Жители села активного участия в революционных событиях не принимали. Мусаев Абакар принимал участие в гражданскую войну в партизанском движении под командованием Г. Саидова.

В период коллективизации не было раскулачено ни одно хозяйство. Кулачества, как таково в селении не было. Жители села были в основном люди одинакового уровня: особо сильной разницы не было между богатыми и бедными.

Школы в селе не было, так как было очень мало детей школьного возраста и те ходили до войны в с. Ахар, после войны в с. Хуна.

Была мечеть. При ней же было небольшое медресе, где дети обучались Корану. Просуществовали до коллективизации. Несмотря на протесты и возмущение жителей позже мечеть была разобрана на строительство фермы.

В 13-18 вв. основу экономики составляло земледелие и скотоводство. Как и во многих других селах, мужчины в межсезонье занимались отходничеством. В основном работали лудильщиками в Астраханской области, Гурьеве, Кабарде, Сталинграде, Ташкенте, Были также хорошие сапожники, часовщики.

На начало ВОВ в селе было не более 20 хозяйств. На фронт ушло 13 мужчин- почти все мужчины призывного возраста. Не вернулись 9 из них, почти 70%. По количеству призванных и не вернувшихся с войны, это (по моим подсчетам) второе местов Лакском и Кулинском районах в % соотношении (сведения взяты из газеты «Илчи»). Вернулись 4 участника ВОВ. Один из них Гамзаев Абдурахман умер от полученных ран и болезней через 3- 4 месяца дома.

Жители села, как и многие другие, также внесли свой вклад в победу. Обрабатывали шерсть, изготавливали шерстяные изделия и отправляли на фронт. Помимо героического труда в колхозе, собрали и сдали государству для нужд фронта деньги и драгоценности.

Абдуллаев Гусейн, участник Советско-Финской и ВОВ, погиб на фронте.

Сунгуров Сунгур Ибрагимович окончил Финансовый Институт в г. Ленинграде в 30-е годы. Работал финансистом сначала в Кумухе, затем был приглашен работать в Нарком финансов в г. Махачкалу. Погиб на войне, будучи офицером.

Камилов Магомед Мусаевич (старший брат Камилова Шапи) был офицером, преподавателем Бакинского артиллерийского училища. Погиб на фронте.

Абдуллаев Эфенди Абдуллаевич до войны работал в Москве, оттуда был призван в 1941г. в Красную Армию. Погиб на фронте.

Акаев Акай Тагирович известный в районе учитель, 53 года проработавший в школе с.Хуна, Отличник просвещения СССР, фронтовик.

Кроме участников ВОВ есть участники других военных событий:

Акаев Тагир Акаевич – участник Афганских событий 1983-85гг. Ветеран боевых действии, ветеран военной службы. В 1981г. окончил Высшее военное училище в г. Ленинграде. Награжден медалями, Майор запаса.

Исмаилов Исмаил Тажутинович – участник боевых действий в Дагестане 1999года. Ныне майор, продолжает службу.

После ВОВ население резко уменьшилось вследствие огромных потерь. Семьям, особенно тем,чьи родственники погибли на фронте,стало трудно жить в селе. Ушедших на войну и погибших на фронте заменили женщины и дети. Им приходилось выполнять и мужскую работу в колхозе и на кутанах, и женскую работу в доме. Из-за бытовых трудностей жители стали постепенно уезжать.Это явление было характерно многим селам Лакского района, но Арчутта изначально само по себе было селом маленьким, что было одной из причин исчезновения.

Быть может, основной причиной исчезновения села способствовала также и тогдашняя политика укрупнения хозяйств. Хоте силой никого и не выселяли, но и не создавало элементарных условии (не было электричество, телефон, радио) которые были в других селах.

К началу 60-х годов 19 векав селе было 5-6 домов, где жили в основном люди пожилого возраста. Впоследствии кто-то из них умер, а остальные тоже уехали к родственникам.

С 1970 по 1973годы в селе жила только одна семья Акаевыхв надежде, что еще кто-нибудь присоединиться к ним (не обязательно арчуттинцы), позднее и они вынуждена была переехать в с. Хуна, где работал учителем глава семьи и учились сами дети. Остались неухоженные могилы предков, превращенный в руины родной аул.

Домостроения имели своеобразную архитектуру. Строили немного, но как говориться, со вкусом. Широко использовались арки, причем стойки вытесывались из цельного обломка скалы.
Особенно выделялись два дома: Камиловых и Гамзаевых(Шапихъал къатта, Х!амзахъал къатта).

Первый был по тем временам достаточно больших размеров квадратной формы. Стены были возведены из тесаного камня почти без раствора. По свидетельству старожил, кладка камней была настолько плотной и ровной, что нельзя было просунуть даже иголку. Уникальность тогдашних строений главным образом заключается в том что все элементы стройки: перемычка над воротами, ступени лестниц и другое высекалось из одного обломка камня.

Второй арочный дом, двухэтажный, крытый шифером принадлежал Гамзаевым. Комнаты украшали зеркальные потолки, причем зеркала из стекла изготовил и установил сам хозяин.
Еще одна характерная черта арчуттинцев -люди были интеллигентные, веселые, жизнерадостные. Часто проводили вечера, всеобщее веселье, чаепития. Это подтверждали позже и жители соседнего села Хуна.

Известных, с мировым именем людей нет кроме Гамзаевой Саният – физика – ядерщика, члена корр. Академии Наук Украины. Ее дочь преподаватель Харьковского Университета.

Большим авторитетом и уважением в среде юристов Дагестана пользовался Камилов Шапи Мусаевич – заслуженный юрист ДАССР, зам. председателя Верховного СудаДАССР в 50-е годы. Многие семьи в Дагестане, чьих родственников он спас как адвокат в 30-50 годы от незаслуженных наказании, порой очень суровых, в том числе приговоренных к расстрелу помнят его до сих пор.

Были и свои силачи,особенно отличалась семья Мусаевых. Отец семейства Абакар (бывший красный партизан), знал близко знаменитого борца Ивана Поддубного. Будучи еще молодым, в 30-х годах в Астрахани откликнулся на вызов знаменитого борца из Ирана и победил его.

В настоящее время арчуттинцев можно встретить от Мурманска до Владивостока, от Таллинна до Ташкента и Бишкека, есть проживающие в Болгарии, Германии, и во многих бывших Советских Республиках.

Дополнительная информация

  • Страна: Россия
  • Субъект федерации: Дагестан
  • Муниципальный район: Лакский
  • Национальный состав: лакцы
  • Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты
  • Часовой пояс: UTC+4
  • Автомобильный код: 05

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте