Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Камаша

15.09.2015 13:30 admin Села Лакского района 1811

Маленький аул Камаша расположен в 150 км от столицы Дагестана Махачкалы, в 10 км до районного центра на высоте 2000 м. над уровнем моря, откуда открывается прекрасный вид на долину Кази- Кумухской Койсу и на снежные вершины, гордо стоящих гор Лакии.

В ауле по рассказам старожилов до разгрома в 1849-1851 гг. мюридами Шамиля было около 70 домов. После уничтожения взрослых мужчин и сожжения села в ауле осталось мало домов, да людей. После событий 1849-1851 гг. оставшиеся в живых жители села частично через горы добрались до Турции, а остальные начали создавать новое поселение на южном склоне горы, то есть выше, где находится животноводческая ферма, в наши дни. Причиной не образования селения на выбранном месте явилось то, что говорили, что там водилось много змей, которых обнаруживали в жилищах забравшихся в детские люльки. После чего пришлось выбрать новое место, где расположено ныне село Камаша.

Места поселения села Камаша всегда были благоприятные для жизнедеятельности человека, а земли пригодные для земледелия обеспечивающие потребности в зерне сравнительно небольшого населения. Наличие же прекрасных альпийских пастбищ, способствовало развитию животноводство, а как само название села произошло, существует несколько версий: первая – слово «К1ямаша» произошло от слова К1яламащи (белый хутор); вторая – встретившись два всадника спрашивая друг друга откуда, один из них, показывая на сторону поселения, ответил с той маши (К1а мащилияту). Много легенд и преданий сохранились и о том, что место поселения села Камаша менялось много раз. По-видимому, в далеком прошлом при выборе места поселения в речных долинах или поблизости от них для развития земледелия и скотоводства происходили межплеменные столкновения, а что касается, выбора последнего места для поселения решающую роль сыграл оборонный фактор, как возвышенность, так и близость к Унчукатлинцам в то время большое селение.

В Х1Х веке сословия аула Камаша в социальном плане были почти равные, отсутствовали лаги (рабы) и не применялся их труд, как в других лакских аулах в хозяйстве.

Село началось строиться с самой вершины горы, где находятся дома Яхъяхъал и Ханнгахъал. Обе эти семьи имели тогда преимущественный статус при выборе места для строительства дома. Предки Яхъяхъал являлись потомственными старостами села (Юзбашитал), а Ханнахъал, имели близость к ханскому двору. Дальше село в основном строилось по южному склону горы, откуда открывается прекрасный обзор.

После присоединения Дагестана, в том числе и Лаки к России в октябрьский период и после революции в 1917 г. в селе Камаша произошли ощущаемые перемены коренным образом, изменившие их социальный статус в обществе.

С трудом восставший из пепла, после разгрома мюридами в Камашах по переписи 1886г. числилось 235 душ, а через 40 лет, после первой переписи проведенной в 1926г. в Камашах числилось 270 душ. Из которых 87 мужчин, 143 женщин и 40 человек отходники, которые жили вне Дагестана. Хотя в списках сел планируемых переселения 1944г. в Чечню (Новолакский район) числилось селение Камаша, этого не случилось под влиянием Загида из села Унчукатль, в то время член правительства.

В советский период интенсивно развивалось земледелие, животноводство в коллективном хозяйстве села. Было чувство равенства со всем живущим в селе, понимая друг друга с первого слова. Упорство, целеустремленность, внутренняя самодисциплина помогли в то время Камашинцам утвердиться в общественных делах, не только района, но и республики.

Депутатом Верховного совета Дагестана, была избрана рядовая колхозница Гаджиева Патимат Гасангусейновна. Указами Верховного Совета ССС в 60-е годы были удостоены высокими правительственными наградами орденами В.И. Ленина.

1. Исакова Исака Абакаровича - участник ВОВ, бригадир полеводческой бригады.
2. Магомедова Гурун Абдулхаликовну – передовая доярка.

У Камашинцев всегда было на первом месте высокая работоспособность, бытовая культура, гостеприимство. Длительный исторический период перехода от одной эпохи к другой, сопровождающиеся эволюционным развитием умственности и быта людей сделало свое дело. Взаимоотношение в быту, так и в производстве стало формироваться в лучшую сторону.

Просвещенность каждого последующего поколения становилось выше предыдущего.

После 1917 г. революционная власть Советов поощряла интеллигентность в массах. Считая, что интеллигентность – не групповое и не массовое качество, а свойство каждой отдельной личности, не связанное ни с образованием, ни с профессиями. Поэтому тогдашняя политическая верхушка, понимавшая природу влияния интеллигенций на массы начала ее использовать для трансляции своих ценностей в рабоче-крестьянскую среду.

В результате этого в 30-х годах ХХ века в селении Камаша начался формироваться костяк, интеллигенции, который последствий стал золотым фондом села. О них можно говорить только со слезами на глазах. Для них святым был долг перед родиной, доблесть и высокое общественное чувство. Однако жизнь снова решила испытать судьбу Камашинцев.

Почти все молодые парни были призваны на военную службу перед войной, оставшиеся ушли на фронт после начала войны в 1941-1945гг. и оттуда из ушедших 51 мужчин не вернулись более 50%. Годы войны не прошли бесследно, каждый потерянный мужчина – для маленького Камаша отражалось большой трагедией.

Оставшиеся в живых представители молодежи 30-х годов камашинцы и после войны были востребованы обществом.

Многие достигли высокого статуса в общественных делах. Последующее поколение, перенесшее все невзгоды военных лет, холод, голод, никакие трудности не смогли сломить. Своей напористостью, трудолюбием, работая во всех отраслях народного хозяйства страны, смогли выжить и обеспечить себе достойное место в обществе.

В начале 90-х годов прошлого столетия в советском обществе начала меняться экономическая система, под лозунгом « Перестройка ради прогресса». В тот период, предвидев, куда ползет страна, более прогрессивно думающие выходцы села Камаша, проживающие в г. Махачкала, начали проявлять интерес к новым переменам в обществе. Они стали призывать молодежь выходцев села Камаша, где бы не жили, о необходимости объединиться для определения общих проблем, касающихся малой родины. Инициативная группа предлагала создать общество «Возрождение села Камаша», имеющая правовой статус, чтобы определить ориентиры в рыночной экономике, усилиями всех выходцев из села.

Первоочередным считали они поставить перед районным руководством о передаче земли своих предков в селе Камаша в собственность джамаата. Для последующей организации на этих землях хозяйства с рыночными отношениями, участием всех Камашинцев, так как в последние 20-30 лет эти земли использовались не эффективно в коллективном хозяйстве.

Однако, эти благие намерения были заблокированы другой группой односельчан. Которые начали выдвигать идеи организовать в селе Камаша коллективное хозяйство, отделив от общего хозяйства «Красное Знамя», которые были объединены в начале 50-х годов ХХ века, как единый коллектив.

В 1993 году Камашинцам удалось получить долю имущества колхозных пенсионеров от Унчукатлинского хозяйства для организации самостоятельного колхоза в селе Камаша. Пройдя определенное время, стало ясным о несостоятельности вести коллективное хозяйство в той обстановке. Изучив обстановку в хозяйстве, судьбой родного села Камаша занялся истинный патриот своей малой родины - Магомедов Абдулкадыр Джабраилович. Он становиться арендатором земли, принадлежащих Камашинцам, оплатив все накопившиеся налоговые долги.

Можно сказать на пустом месте он начал возрождать животноводство. С приходом Магомедова Абдулкадыра история Камаша начинается с новой страницы. Сейчас в Камашах функционирует СПК. Отремонтирован здание молочнотоварной фермы, построен кормосклад, создан трудовой коллектив животноводов знающих любящих свое дело.

Самое главное то, что человек, которое долгое время жил вдали от родины, ни в чем не нуждавшийся, не забыл, откуда его корни.

В разное время руководителями колхоза работали: Магомедов Муси Касимович; Магомедов Акмалуттин Мисиевич; Ибрагимов Кунбутта Ибрагимович; Ильясов Гаджимуса Шахбанович;

Магомедов Абдулкадыр Джабраилович. В общем и в самых тяжелых условиях жизни Камашинцы продолжали жить, тянулись к красоте, не сдавались.

В 2006 г. Доктором политических наук стал уроженец с. Камаша Мусаев Идрис Мусаевич, 1963 г. Рождения. В 2007 г. Назначен ректором Дагестанского института повышения квалификации педаг. кадров. Участник многих международных и всероссийских научных конгрессов.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru
  • Страна: Россия
  • Субъект федерации: Дагестан
  • Муниципальный район: Лакский
  • Национальный состав: лакцы
  • Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты
  • Часовой пояс: UTC+4
  • Автомобильный код: 05

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте