Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

История возникновения села Унчукатль

15.09.2015 10:56 27.11.2015 05:36 admin Унчукатль 1232

Много легенд и преданий сохранилось о том, когда и как возникло селение Унчукатль. Одно из наиболее распространенных преданий гласит, что село наше образовалось в период распространения исламской религии в Дагестане, примерно в XII-XIII вв. Село возникло в результате объединения нескольких мелких поселений и хуторов, расположенных недалеко друг от друга. Население их было, очевидно, смешанным как в этническом, так и в религиозном плане. Так, в поселениях К1улуша, Хъуцралу жили христиане, Бигьатаву и Пунналу - язычники, о чем свидетельствуют остатки погребений в этих местах. Недалеко от Хъуцралу в местечке Ч1ирилалу (хьхьич! гьанниял ялу) на пахотном участке, принадлежавшем до организации колхоза Кардашовой Аминат, сохранилбсь погребение доисламского периода, в частности здесь был найден каменный саркофаг. Население этого хутора Хъуцралу первым переселилось на новое место, где образовалось село Унчукатль.

Другим хутором, население которого также перебралось в новое село, был хутор Бюхттул-щар, распопоженный у впадения речки Гойминки в Кази-Кумухское Койсу. Хутор этот с юго-востока омывался водами Кази-Кумухского Койсу, а с востока речкой Гойминкой, а с севера и с северо-востока его прикрывала гора Сундаралу. Таким образом, эта территория была естественно защищенной со всех сторон. На самом верху этой местности, на ровной поляне размером примерно с полгектара, по рассказам стариков, стоял 'замок’. Что это было на самом деле, трудно установить, В народе сохранилось предание, что в старину на этой территории жили русские. Об этом помнили и рассказывали еще в годы революции. Может быть подтверждением этому были жившие в нашем селе высокие, светловолосые, голубоглазые люди, возможно потомки тех русских. Все они входили в средний тухумный союз-ссак1а. Об этом мне рассказывал в 1919 году старик Бижа

В местности Пунналу в старину было небольшое поселение, расположенное недалеко от Аьланахъал мащи. Там и поныне сохранились фундаменты зданий, а на другой стороне - остатки погребений. И до сих пор никто не знает, к какому культу эти погребения относятся. Есть правда предположение, что недалеко от этого места возвышенность называлась Нук1ра бак1у (гора трупов), о чем будет рассказано ниже.

Небольшой хутор Тталлалу, расположенный в местности Къишт1илил хъюр-дай, имел, как говорили старики, не больше десятка домов Нет точных сведений куда они переселились одни говорили, что в наше село, а другие утверждали. что в село Камаша Одно только известно, что до переселения они были христианами, т.к здесь сохранились христианские погребения.

Местность Хъахъиялу известна тем, что когда-то служила загоном для крупного рогатого скота и лошадей. После образования колхоза "Красное Знамя' здесь также был животноводческий загон. Лошадей первоначально, очевидно, было немного, но по мере того, как унчукатлинцы, начиная с 1860-го года, стали заниматься отходничеством, стало увеличиваться и количество лошадей. Каждую осень почти все мужчины села верхом отправлялись на заработки в города Майкоп. Новочеркасск. Краснодар (Екатеринодар), Тифлис. Кутаиси и др. А загон, о котором шла речь выше, был построен из камня на сухой кладке Камни эти и сейчас находятся там, а перевезены они туда из местечка Къаргьа бак1у (Воронья гора).

По преданию, которое помнили старики села, на возвышенности Къаргьа бак1у существовало когда-то строение типа крепости, а ниже него было расположено сравнительно большое поселение Хъахъиялу. Кое-где там сохранились до наших дней развалины домов, кладбище этого села намного ниже, перед животноводческим верхним загоном. Однако до сих пор точно не установлено, к какому культу относилось население этого села. Одни говорили - христиане, другие - огнепоклонники, а третьи говорят, что, кроме мусульманских погребений, других там нет.

Что под Къаргьа бак1у существовало поселение сравнительно большое бесспорно, но оно было разгромлено когда-то более сильными врагами. Недалеко от Къаргьа бак1у в местности «Чуртрайхалу» была пещера, которую называли «Лабаннул нух» или «Ламаннул нух» что означало пещера Лабана или Лама-на. Эта была довольно большая пещера для загона овец, которая находилась около старинной дороги, ведущей из Кумуха на вершину горы Ттурч1и-даг. В этой пещере, по всей вероятности, были стоянки первобытных людей, но до сих пор никто эту пещеру не исследовал и не изучил, как следует.

Недалеко от этой пещеры есть местность Мурадалу. принадлежащая нашему селу, где наши сельские женщины с весны до осени содержали коров и заготавливали масло. Так было с давних времен из года в год Жили женщины в полупещерах, которые до сих пор также никем не исследованы Вблизи этой местности расположено село Багикла, где также есть пещера, называемая «Ижажал нух». Обе эти пещеры следует изучить, так как если до нашей эры в горах Дагестана жили люди, то в этих пещерах обязательно должны сохраниться следы первобытных стоянок.

Много легенд и преданий про эти места передавались из уст в уста. Вот одна из этих легенд В старину в этих местах жили два брата: один в поселении Хъахъиялу. занимаясь землепашеством, а другой жил в Мурадалу, занимался пчеловодством и имел большую пасеку Брат, живущий в Хъахъиялу. получал ежегодно большой урожай. Но вот разгорелся спор между братьями, причина которого нам не известна. Занимающийся землепашеством стал угрожать брату "возведу такую высокую скирду (кьаму), что загорожу солнце и оставлю тебя с твоей пасекой во тьме’. В ответ брат-пчеловод сказал: «Ты, брат, поосторожнее, а то я спущу весь свой мед и такая медовая река пойдет, что тебя с твоей скирдой снесет». Из этой легенды нам ясно, что местность Мурадалу была удобна для пчеловодства, так как кругом были альпийские луга. Хьахъиялу-же издавна славилась хорошими полями и давала обильный урожай. Видимо, поэтому и возникла легенда о двух братьях.

Сохранилось предание, что в местности "Паласма" и 'Мух1ариалу* была крепость. и потому называют это место "За крепостью’, те. *Къалац1авалу" Кому она принадлежала и когда, мы не знаем. Видно она была разрушена, но куда перешли люди, оставшиеся в живых, неизвестно.

В местности Юулушалу населения было сравнительно больше, чем в других хуторах, вошедших в новое поселение. Жители К1улуша были христиане, видимо они приняли эту религию от армянских христиан в IY-Y вв. Такое большое количество христианских погребений могло образоваться только за довольно длительный период времени. Жители этого поселения не сразу перешли во вновь создаваемое село, о чем свидетельствует довольно большое мусульманское кладбище, сохранившееся здесь. Видно магометанство население приняло, еще оставаясь в Мулушах.

Христианские погребения расположены вдали от мусульманского кладбища. За речушкой, где находятся пахотные участки, когда-то принадлежавшие Чавтараевым, найдены могилы, где обнаружены обломки глиняной посуды (горшки), бусы, фрагменты поломанных крестов. В 1960 году старик Аьлт1ай рассказывал мне, что он, будучи еще мальчиком, пас овец там, где сейчас построена животноводческая ферма колхоза "Красное Знамя". Он находил там много черепков глиняной посуды, поломанные кресты, но до наших дней из этого ничего не сохранилось. Камни из этих мест использовали не только при строительстве стен вокруг пахотных полей, но и при строительстве домов в ныне существующем селении.

В годы моего детства, т.е. в 1910 году старики рассказывали, что мы все перешли из Юулуша. Хъахъиялу. Хъуцралу и других хуторов и образовали селение Унчукатль.

До арабов и распространения ислама у нас во многих местах, как я уже писал, существовало христианство. По всей вероятности оно распространилось здесь в IY-Y вв. н.э. До сих пор в Лакии есть села - это Сумбат и Вачи, где и сейчас сохранились следы христианства. Существует предание, что жители этих сел в прошлом выходцы из Армении. В Вачах в 1927 г. найден стул-треножник, который якобы, принадлежал армянскому священнику или миссионеру. Сохранился ли он до сих пор, мне неизвестно

Выше было сказано, что в селе К1улуша погребения христианские и мусульманские располагались далеко друг от друга. На нескольких надгробных плитах есть надписи на арабском языке, но из-за давности лет трудно разобрать эти надписи. Однако таких могил мало. Многие могилы без плит, есть и совсем простые захоронения. Об одной могиле, с сохранившейся надгробной плитой, существует предание, что в ней похоронена девушка по имени Зайнул-Рах1ем. Эта могила в силу каких-то неясных нам причин стала особенно почитаемой, и во время засухи все сельчане приходили к ней и просили дождя у Аллаха. Бывало, говорят, женщины приходили сюда с грудными младенцами и клали их на могилу, чтобы Аллах пожалел этих детей и послал дождь.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте