Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Школа, показавшая мне правильную дорогу в жизнь

14.09.2015 20:45 admin Социальная сфера Лакского района 2125

1943-й - один из самых тяжелых военных годов. Наша семья, которая до этого проживала в г.Орджоникидзе (ныне Владикавказ), только что переехала в родное село Кая, и я поступил в первый класс Каялинской средней школы.

Жили все в селе одинаково бедно. Отцы были на фронте, матери работали в колхозе, поэтому не буду описывать жизнь в эти годы. Единственное, чем я отличался от других сельских школьников, это тем, что был сыном «врага народа». Мой отец, Айдаев Айдамир (Айда), который с семьей жил в собственном доме и работал в г.Орджоникидзе, по клевете завистников был арестован, и больше мы его не видели.

Shkola pokazavshaja mne pravilnuju dorogu v zhizn

В 1958 году Постановлением Верховного суда Северной Осетии отец был реабилитирован, а матери установлена пенсия, от которой она отказалась. И еще я отличался от своих сверстников тем, что немного знал русский язык, который выучил в г.Орджоникидзе.

К большому нашему удовольствию наши сельчане не только не игнорировали нас, а, наоборот, относились с сочувствием и уважением.

За годы учебы много было разных учителей. Тогда в Дагестан приехало много учителей, врачей из других регионов Советского Союза (особенно русской национальности). Помню учителя русского языка по фамилии Панин, который ходил в украинской национальной рубашке с ремнем из шнурка. Немецкий язык преподавала также русская женщина, которая после войны не вернулась в Кая. Географию преподавал осетин Тавитов Тазрет Малиевич, физику преподавал учитель из Лакского района Муса Омарович (тогда мы всех учителей называли по имени и отчеству), а географию - Лукманов из селения Кумух. Были учителя из селения Цовкра, Сумбатль, Цыйша, Цущар, Хосрех, Кули и др.

Директора школы менялись, были из разных сел. Особенно запомнились Магомедов Магомед (Маллалавъал Махаммада), который был директором, когда я учился в младших классах, и Абачара Гусейнаевич, который был директором, когда я учился в старших классах. Это были высококвалифицированные, эрудированные и высокопорядочные руководители. Эти качества передавались и всему преподавательскому составу, а те, в свою очередь, старались привить, передать нам, ученикам.

Интереснее стало учиться в 8 классе, к нам пришли ученики старших классов из всех сел Кулинского района, т.к. Каялинская школа была в то время единственной средней школой в районе. Приезжие в учебные дни жили в интернате.

Вечерами, после учебы, между классами устраивались соревнования по математике: кто быстрее решит ту или иную задачу. Соответственно, мы старались не подводить свой класс и своих преподавателей. Учебный процесс и воспитательная работа были поставлены на высоком уровне.

Родители, учителя и ученики были настроены на получение хороших знаний. Соответственно, ученики, получив хорошие знания в школе, без особых проблем поступали в высшие учебные заведения страны для дальнейшей учебы.

На всю жизнь запомнился выпускной вечер. Конечно, он не был такой, как устраивают сейчас, т.к. возможности были не те. Но торжественность обстановки вызывала гордость за себя, школу, учителей и родителей.

Особенно запомнилось вручение первых медалей, которые были вручены 4-м ученикам за отличное окончание школы в 1953 году. Это были Ахмедов Сулейман из сел.Хосрех, Султанов Киров из сел.Кули, Аскаров Муса из села Цовкра и я. Я был первым медалистом в истории Каялинской средней школы из сел.Кая.

Я поступил в Московский технологический институт пищевой промышленности, который окончил в 1958 году с отличием. Должен сказать, что знаний, полученных мною в школе, было достаточно для того, чтобы успешно учиться в институте наряду со студентами из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

После окончания высших учебных заведений мои одноклассники, в том числе и я, вернулись в родной Дагестан и стали работать на различных должностях. Благодаря основам, заложенным во время учебы в Каялинской средней школе, многие мои одноклассники стали хорошими специалистами в разных областях. Вот некоторые из них: Ахмедов Сулейман стал доктором наук, профессором, Махмудов Гасан - кандидат наук, профессор Дагпедуниверситета, Султанов Киров - кандидат наук, доцент Дагпедуниверситета, Аскаров Муса - высококвалифицированный инженер-гидростроитель, работал на строительстве Чирюртовской ГЭС, Сулейманов Нариман - работал инструктором-ревизором Дагестанского обкома КПСС, Кичиев Габиб - заместитель директора крупного завода г.Каспийска, заслуженный экономист республики и мн. др.

Я же, после окончания института, был направлен в родной Дагестан в распоряжение Совета Министров республики. Начав работу с рядового инженера, стал генеральным директором крупного объединения «Дагестанхлебопродукт», который объединил в себя все мелькомбинаты, хлебоприёмные пункты, семенные станции, комбикормовые заводы, хлебозаводы, кондитерскую фабрику и др.цеха.

Во время работы генеральным директором «Дагестанхлебопродукт» был избран председателем Совета отрасли хлебопродуктов России. По служебным командировкам был в США, Японии, Италии, а также в разных регионах СССР. В Америке проходил месячную стажировку и учебу в штате Северная Дакота в институте Зерна.

За время работы отрасль хлебопродуктов республики получила дальнейшее развитие. Был построен крупнейший на Северном Кавказе Шамхальский комбинат хлебопродуктов, мельницы в г.Буйнакске, реконструированы комбикормовые заводы и мн. другое.

За достигнутые производственные успехи был награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями и почетными грамотами Верховного Совета и Госсовета Республики Дагестан, присвоено звание «Заслуженный работник Республики Дагестан», «Ветеран труда». В 1990 году был избран депутатом Верховного Совета ДАССР.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что во многом, чего добился, я обязан Каялинской средней школе. Школа меня научила правильно жить. Она мне дала многих друзей из разных сел Дагестана.

Сейчас почти в каждом селе Кулинского района есть средние школы, и дети учатся у себя. Я не уверен, что школьники-каялинцы хорошо знают своих сверстников из сел. Хосрех, Кули, Вихли, Цовкра и др., а это отдаляет нас друг от друга. В то время школа играла большую роль в интернациональном воспитании детей, мы брали друг у друга все лучшее, становились ближе.

И еще. Село Кая - одно из крупных сел не только Кулинского района, но и всей Лакии, где жили многие грамотные и деловые люди того времени. Я уверен, что ученики из других сел брали у каялинцев много хорошего. Мой кругозор расширялся не только за счет друзей-одноклассников из других сел Кулинского района, но и за счет однокурсников института, которые приехали со всех регионов страны и даже из-за границы.

Я от души благодарен родной Каялинской средней школе, ее учителям, руководителям, всем жителям сел. Кая, которые меня научили и воспитали. Благодаря им я прожил творческую жизнь и создал хорошую семью. У меня прекрасная супруга, четверо детей, семеро внуков и одна внучка и, самое главное, много-много верных друзей.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте