Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Святилище истории народа

14.09.2015 20:33 admin Лакский район 592

В центре древнего Кумуха возвышается двухэтажное здание – это дом Мусы Манарова, первого космонавта Дагестана, находящийся в ведении Дагестанского государственного объединенного исторического и архитектурного музея им. А. Тахо-Годи и администрации Лакского района.

В этом музее представлена история села Кумух и всего района. В зале дореволюционной истории - последовательно построенная экспозиция наглядно и убедительно демонстрирует героическую борьбу горцев против иноземных завоевателей. Весной 1240 года один из полководцев Батыя Бугдай подходит к Кумуху и после ожесточённого сопротивления захватывает Кумух, не сумев однако утвердиться в Лакии, как и в других районах горного Дагестана.

В конце XIV столетия на Дагестан обрушились полчища среднеазиатского завоевателя Тимура. Но и Тимуру не удалось одержать верх над горцами, покорить их дух. Письменные источники, памятные записи, устные предания, исторические песни свидетельствуют о том, что народы Дагестана объединились и поднялись против сильного врага. Навсегда осталось в памяти народа имя Парту Патимы, возглавившей лакское войско и одержавшей победу над врагом.

Здесь же на подиуме представлен эскиз памятника Парту Патиме, а сам памятник, установленный по инициативе М.И. Ильясовой - президента региональной благотворительной общественной организации «Дараччи», украшает въезд в село.

В витринах и на стендах нового музея выставлены картины, фотографии, рассказывающие о борьбе горцев против персидских завоевателей. Здесь же - вооружение средневекового воина: кольчуга, налокотники, пороховница. Верхний пояс экспозиции занимают портреты Сурхай-хана (Чолак), его сыновей Муртазаали и Магомеда, а также Шейха Джамалутдина, сыгравшего большую роль в национально-освободительном движении, развитии духовной культуры народов Дагестана в середине XIX в. Молва о высоких моральных качествах Джамалутдина дошла и до командования царских войск на Кавказе. Он представлялся императору как единственный в Дагестане авторитет, который сумел повлиять на Шамиля, чтобы покончить с многолетней войной. Джамалутдин был истинным патриотом Родины, выступал за братство народов Дагестана.

В новом музее в Кумухе можно увидеть множество предметов быта, представляющих исторический интерес, как, например, уникальные утюги от крупных, заправляемых углем, до маленьких, с длинной рукоятью, разогреваемых на огне, деревянное рубило, также используемое как утюг, доски для стирки.

В вертикальных витринах представлено ювелирное искусство лакских мастеров, чьи работы удивляли и поражали своей утонченностью и красотой не только кавказцев, но и народов, живущих далеко за его пределами: браслеты и нагрудные украшения, подвески и серьги, прекрасное столовое серебро. В горизонтальных витринах экспонируются работы лакских оружейников. Кази-Кумух был крупным оружейным и ювелирным центром. Имена мастеров из Кумуха – Мунчаева, Абдурахмана Шахшаева, Гаджи Магомеда, Османа, Гаджи-Аты Шурпаева и других были известны далеко за пределами Дагестана и Кавказа.

Очень удачно дополняет эти экспонаты фарфор, датируемый 16-18 вв: это посуда фабрики Кузнецова, пиалы, блюда и чаши из Китая и Ирана. А наличие залежей высококачественной глины стало предпосылкой развития гончарного производства в лакском селении Балхар. Керамическое производство – одно из древнейших в Дагестане, свидетельство тому представленные в музее разнообразные сосуды бронзового и железного веков.
Здесь же выставлена медночеканная посуда. Известными центрами медночеканного производства стали с. Кумух, Кунды, Хуты, Чара, Хури, Унчукатль и др. Чеканная утварь была очень практична, легко плавилась, хорошо лудилась, а при необходимости медночеканные изделия переплавлялись и делались заново. Наибольшее распространение получили водоносные сосуды «вараки» и водолейные кувшины «гунгуми».

В витринах представлены интереснейшие образцы лакской вышивки - это сумочка Бухта, подчасник, завеса, кисет, кобура и др. экспонаты. Экспозиция украшена и костюмными комплектами: мужской костюм традиционен и в основном схож со всеми костюмами народов Дагестана и Северного Кавказа. Рубашка-бешмет, поверх надевалась черкеска из сукна, которую украшали газыри, пояс – неотъемлемая часть мужского костюма с кинжалом, на ногах кожаная обувь, на голове папаха. В ненастную погоду горец надевал башлык, также в витрине представлены седло, хурджин, фляга, другие предметы мужской атрибутики.

Женский костюм состоял из платья-рубахи, поверх надевалось распашное платье «Бузма» или «Кабалай», тонкий стан обхватывался серебряным поясом филигранной работы лакских мастеров, грудь украшали подвески, нагрудные застёжки. Обязательный атрибут костюма - штаны, они были в некоторых селениях сужены к низу, а кумухские девушки носили штаны «широкий шаг»: одна штанина шириной до 6 метров. Волосы девушки и женщины прятали под головной убор «чохто», поверх накидывали платок.

В залах музея представлены также и ковровые изделия, ковёр «килим» работы лакских мастериц и палас работы балхарских мастериц. Ковры и ковровые изделия широко использовались в быту горцев, они не только украшали интерьер, но и несли практическую утилитарную нагрузку, покрывая холодный глиняный пол и утепляя каменные стены жилища.

В одной из вертикальных витрин представлено современное искусство балхарских мастериц. А также работы известного художника Ислама Шовкринского.

Верхний пояс экспозиции занимает живопись художника Омара Ефимова, уроженца Лакского района - человека с интересной судьбой, самобытного художника со своим почерком, признанного мастера с очень добрым взглядом на мир. В залах представлено 15 работ, переданных в дар Кумухскому краеведческому музею от Рамазана Хаппалаева. А также живописные работы Надыра Хачилаева, подаренные к открытию музея главой администрации Лакского района Юсупом Магомедовым.

Сельчанка Умукусум Гадаева подарила музею увеличенную фотографию с. Кумух

50-х годов фотографа Амина Чутуева, гончарную композицию балхарских мастериц, состоящую из трёх частей. А также - 4 альбома, принадлежавшие Саиду Габиеву. Содержание альбомов - исторические фото на тему «Отечественная война 1812г.», «Пожар в г. Москва 1812г.», фото музеев Парижа, репродукции работ известных художников - И. Репина, К. Брюллова и др. Преподнесла радиоприёмник начала 20 века, который принадлежал Саиду Габиеву: известный учёный, поэт, публицист, революционер был ее дядей.

Далее экспозиция знакомит нас с историей современной Лакии. Центральное место в зале занимает стенд, где представлены Герои Советского Союза, России, участники ВОВ. В витринах выставлены книги лакских писателей и поэтов, фото и документы.

Коллектив Кумухского музея продолжает сбор материала об известных лакцах, прославивших свой народ, и обращается ко всем с просьбой передать в дар Кумухскому музею фото, документы, личные вещи известных лакцев, пусть подрастающее поколение учится на их примере, знает свои корни.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте