Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Похвальное слово горской шубе

01.10.2015 19:35 01.10.2015 19:36 admin Культура Дагестана 943

Капризна погода на Северном Кавказе. Бывает, летом снег пойдет, а зимой дождит. что проблематично, особенно для горцев. Но предки наши нашли выход – придумали бурку. Она свела последствия капризов погоды к минимуму. Можно стало и зимой устраивать длительные походы, и летом не промокнуть, пасти скот на альпийских лугах. Поэтому о бурке мы слышим и в песнях, и в сказаниях, и в пословицах народов Кавказа. Но старинная горская шуба, что нам исправно служила и служит, причем во много крат чаще, почему-то остается в тени. О ней мало что сказано. К тому же бурка появилась позднее, а шуба издавна служила человеку. На Кавказе редко бывало спокойно. Случались такие времена, когда нечем было даже прикрыть наготу. И тут она спасала. А когда возникала проблема в сохранении грудных детей, в такие лихие времена горская шуба становилась и ясли-садом.

Не знаю, будет ли преувеличением, если сказать, что не в малой степени она способствовала сохранению народа. В горных аулах шуба во все времена служит вторым домом. Горцы ведь селились на таких высотах, куда прохлада ночи не позволяла залетать малярийному комару. Поэтому не только зимой, но и летом утром и вечером частенько спасались теплом шубы. Для горцев, оказавшихся в пределах досягаемости малярийного комара, этот комар-малютка настоящее страшилище. Даже один его укус мог стоить жизни взрослому. Поэтому и летом, как правило, во всех семьях имелся и второй «дом» – шуба.

В селах традиционно на утренний намаз мужчины собирались в мечети, а затем – часок-другой проводили на годеканах, где обсуждались и решались дела джамаата, вилаята, имамата. Без шуб в такое время там не только было холодно, но даже и просто находиться было неприлично.

Сегодня бурка, можно сказать, уже потеряла свое былое значение, а вот шуба – нет. Бурками пользуются только чабаны в горах. А шубы в горных селах носят многие. По-прежнему и в мечеть, и на годекан, и на поминки, зикр, мавлид идут в них. Дело не только в традиции. Слепо ей следовать бы не стоило, если бы шуба не была действительно нужна. Не знаю, действительно ли кавказские горцы живут долго, если да, то, думаю, в этом немалая заслуга шубы. Она уменьшает негативное воздействие резких перемен погоды, что присуще горному климату. А как красив горец в каракулевой папахе, старинной шубе и в хромовых сапогах. Зима ему нипочем. Возможно, такая одежда и приносит людям долголетие.

В горах Южного Дагестана редко бывает пасмурно. Здесь растут сосновые, осиновые, березовые леса. Представьте дом отдыха, например, в сосновом бору, где лечат «озоношуботерапией» и козьим молоком. Не всем по душе кумыс, а вот от козьего молока никто не откажется. Горская шуба своим теплом лечит простуду, ревматизм, остеохондроз и другие хвори – это знали и наши далекие предки. И хотя шуба на вид внушительна, она довольно легка, мягка и очень удобна в повседневной носке дома – на дворе и на улице. В селе иногда приходится работать допоздна.

Надвигается, к примеру, дождь, а у вас накошено и насушено много сена на террасах. Нельзя допустить, чтобы оно пропало. И вы с раннего утра не разгибаете спину. И к ночи не чувствуете под собой ног. А ведь еще и завтра предстоит работать. Как снять усталость? Завернитесь в добротную горскую шубу. Она создаст такой комфорт, что вволю отдохнете, и к утру снова на ногах.

Случись похороны в селе, все мужчины – приезжие и местные – будут дважды в день – утром и вечером – собираться у могилы для молитвы. Попробуйте побыть там зимой без шубы – через пять минут зуб за зуб не попадет. Бывает, и в знойный полдень вас в сон бросает. Хочется немного прикорнуть, иначе до конца дня будете не в своей тарелке. Но в любой постели душно. Попробуйте выспаться в горской шубе, и будет вам «Ай лаззат!». Шуба позволяет горцам и зимой значительное время проводить на свежем воздухе. В ней довольно долго можно сидеть даже на снегу.

С пятнадцатилетнего возраста юноша в старину считался членом джамаата. К тому времени он получал и собственную шубу. И девушка тоже, выходя замуж, получала ее вместе с приданым. Ценилась шуба довольно дорого. Только на хорошую корову можно было ее обменять. Достойная семья обеспечивала шубами не только себя, но шила ее специально и для гостя. Считалось позорным ходить к соседям за шубой для гостя. В старину зимой, как правило, все спали в шубах. И мои земляки-гоорцы, как все кавказцы, старались беречь свою честь – шили добротные шубы для гостей. Из поколения в поколение передается в нашем селе рассказ о такое случае. Прибыли как-то балхарцы для продажи кувшинов в Гоор. К вечеру распродали их, заночевали и утром на мулах поехали обратно. И тут один другого спрашивает: чего, мол, тот постоянно зевает, будто не в шубе спал. А тот отвечает, шуба, дескать, у его кунака не грела, совсем худа была.

Кройка и шитье горской шубы довольно хлопотное занятие. Надо поначалу хорошенько промыть и высушить шкуры, потом заквасить их так, чтобы не испачкать шерсть, еще раз просушить и вымыть до готовности – то есть до мягкости – так, чтобы стали они податливыми и походили на тканый материал. Только после этого можно кроить и шить. Раньше в селах было много людей, умеющих это делать, но теперь остались единицы, хотя потребность в шубах растет. Это тревожно. Раз шубы востребованы, почему бы не организовать цеха по их пошиву. Ясное дело, это будет прибыльное производство.

Сегодня – «что имеем, не храним…» – таких мастеров-единиц. Даже вездесущее телевидение их не замечает. Завтра же – «…потерявши, будем плакать». И в моем Гооре остался один-единственный мастер шубных дел Кебед Азизов – старик, ветеран труда. Давно хотел он оставить это дело, но люди просят. Без его шуб в Гооре, Хиндахе и Кахибе было бы как без воды. Несколько его шуб греют и москвичей, и в Тюменской области, говорят, они полюбились. Все Кебед – от «а» до «я» – делает сам, и вручную. Если оценить это по-настоящему, то шуба будет стоить более 15 тысяч. Но Кебед берет втрое меньше. «Где, – говорит он, – сельский бедняк возьмет такие деньги?». В цехах же многое можно механизировать и прилично удешевить производство.

Кебед Азизов – красивый человек. Красивы у него жена, дом и сад вокруг. И шубами он украшает жизнь окружающих, возможно ее и продлевает. Ему под восемьдесят, но выглядит на шестьдесят. Возможно, и сам по воле Всевышнего войдет в число кавказских долгожителей. Дай Бог.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru
  • Автор: Шагабудин Алихмаев

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте