Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

История лакцев

В глубине дагестанских гор, в самом центре хорошо известного этнического многоцветья нашего гордого и сурового края издавна живет небольшой народ, известный под названием лаков. Численность его никогда не была особенно велика (по переписи 1989 г. их 119 тыс., а по переписи 2002 г. - 140 тыс. чел.). Древние персы и греки, римляне и гунны, хазары и арабы, сельджуки и монголы, короче, все те, кто в разное время приходил на Кавказ или прошел через него, имели столкновение с лаками как с организованной военной силой и оставили в их истории более или менее заметный след. Наиболее раннее средневековое государственное образование на территории…
Лакцы (лаки), самоназвание — лак. Родной язык — лакский («лакку маз»). Область расселения — «лакрал кIану» (место лакцев). Исторической столицей лакцев является селение Кумух - один из древнейших исторических, культурных и духовных центров Дагестана. Расположен в центре нагорного Дагестана, и замкнут высокими отрогами главного кавказского хребта. Лакцы — коренной народ Дагестана. Принадлежат к Кавкасионскому антропологическому типу. Верующие — мусульмане-сунниты. Древний период С самоназванием лаков связывается упоминаемое с V века до н. э. античными и средневековыми авторами племя леков (античное «леги»). Крупнейший русский кавказовед XIX в. П. К. Услар сравнивал этнический термин «лак» с названием народа «леги» у Страбона и выдвинул…
Послевоенные годы характерны бурным развитием лакской интеллигенции, представители которой появились во всех отраслях знаний и во всех регионах нашей страны. Особое развитие получает литература и искусство. В 50-60-е годы становятся известны имена писателей и поэтов М. Алиева, Ю. Хаппалаева, А. Мурадова, А. Гусейнова, М. Мухамадова, Н. Юсупова, Б. Раманова, А. Мирзаева, М.-З. Аминова и др. Мысли Абуталиба Гапурова, изложенные в книге Р. Гамзатова „Мой Дагестан", становятся крылатыми афоризмами народов Дагестана. В эти годы лакский читатель получил книги М. Башаева ("Похищенная девушка" и др.), пьесы М. Алиева ("Дорога счастью", "Парту - Патима", "Аздар", "Семья Рамазана", "Отцовский аул"). Плодотворным оказалось творчество поэта…
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала испытанием для всех народов Дагестана. Уже 26 июля 1941 г. свыше полутора тысяч человек из лакских аулов подали заявления с просьбой направить их добровольцами на фронт. Добровольцем, например, ушел в действующую армию внук бывшего старшины аула Чукна Буйдалав Гаджи-Гусейнов. Участвуя в боях под Ростовом, он отправил письмо трудящимся Лакского района, подписанное всем взводом, с призывом самоотверженно трудиться в помощь фронту. Письмо фронтовика было опубликовано в лакской районной газете „Хяхха баргь". Большая группа лакцев - добровольцев вошла в состав кавалерийского эскадрона героя гражданской войны Кара Караева. Боевой путь эскадрон завершил в 1945 г. в Берлине.…
В феврале 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция, приведшая к свержению царизма. Как и в центре страны, буржуазия на местах использовала революцию для захвата власти. 9 (22 марта) в Темир-Хан-Шуре был образован Дагестанский временный областной исполком. Состав облисполкома был разношерстным. В него входили как известные представители буржуазии Н. Гоцинский и Н. Тарковский, так и демократически настроенные представители местной интеллигенции. От Казикумухского округа в исполком были включены Б. Саидов, А. Каяев, С. Башларов и Д. Бутаев. Облисполком старался сохранить в Дагестане, в частности в Лакии, старые порядки и формы управления. Однако лакцы активно начали выступать за упразднение округа как символа…
Царская администрация после продолжительной войны в Дагестане в целях умиротворения края старалась не обострять национальный вопрос. Поэтому предписывала своим чиновникам учитывать обычаи и адаты горцев. Так, в Казикумухском округе была сохранена существующая система мусульманского просвещения, хотя одновременно велась подготовка административных кадров из местного населения в русских школах. В материале, посвященном политике России в этой области, отмечалось что „все мероприятия правительства к сфере учебного дела были связаны одною общею нитью - постоянным стремлением примирить местные, умственные, религиозные и бытовые особенности края с общими духовными интересами России и постепенно, без насилования, путем школы, провести в жизнь... сынов гор... европейско-русские начала образования и…
Захват пригодных к использованию пашен и пастбищ местной знатью и сельскими богатеями вынуждал лакцев или батрачить, или искать другие источники заработка. Если до присоединения Лакии к России большая часть безземельного крестьянства вынуждена была работать на местных богачей, то в связи с включением Казикумухского округа в сферу российской экономики появилась возможность для части сельских жителей искать работу за пределами своих населенных пунктов и даже округа. Во второй половине XIX в. и в начале XX в. наблюдается массовое движение сельских кустарей из Лакии на „отходничество" в города Северного Кавказа, Азербайджана и даже вглубь России. Н. Воронов еще в 1860 г. писал, что,…
Уроки многолетней борьбы мюридов имама Шамиля против русского царя еще не были забыты. В 1877 г. во время русско-турецкой войны началось восстание в Чечне, которое быстро перекинулось в Дагестан. Первыми чеченцев поддержали согратлинцы, а вслед за ними и весь Гунибский округ. Руководители повстанцев объявили имамом Дагестана сына Шамиля Гази-Магому. Последний тогда жил в Турции (в это время он руководил лезгинским отрядом на Карском театре войны с Россией). Вслед за аварцами восстали против царской власти кази-кумухцы. Духовные вожди восстания распространяли в горах письмо Гази-Магомы, призывающее подняться с оружием против царских угнетателей. Это воззвание было прочитано в Кумухе на базарной площади лакцем,…

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте