Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Аул Балхар: будущее села и промысла

29.01.2016 19:41 admin Другие лакские села 1924

Самые древние находки керамических черепков относятся к V–VI тысячелетию до нашей эры. Когда в самом Балхаре зародилось гончарное дело, науке неизвестно. Есть только легенды, рассказывающие о первом гончаре, научившем сельчан лепить и обжигать глиняную посуду.

Другие легенды объясняют разделение труда, с древних времен сложившееся в Балхаре. За гончарным кругом издревле работали только женщины, что не снимало с них обычных домашних обязанностей. Мужская часть населения, нагрузив готовую продукцию на лошадей и ослов, разъезжала с этой поклажей по всему Дагестану, попутно покупая керамику в Южном Дагестане и реализуя ее вместе со своей посудой в Северном и Нагорном Дагестане. Продавали предприимчивые балхарцы свои горшки и в Грузии, попадая в Алазанскую долину через горные перевалы старой Аваро-Кахетинской дороги.

Балхар сегодня

Аул Балхар расположен в уютной долине на высоте около 1 600 метров над уровнем моря. К сожалению, в последние десятилетия население Балхара уменьшается, многие выезжают в города. Одна из причин – нет тех удобств, которые пришли в последние годы во многие села Дагестана. В аул Балхар ведет грунтовая дорога, нет асфальта, хотя Балхар, наряду с Кубачи, Гоцатлем и Унцукулем является одним из немногих мест в Дагестане, куда стремятся туристы.

В селе нет газа, хотя сюда давно проведен газопровод из соседнего села. Этот газопровод имеет разрыв в несколько километров между другими селами Акушинского района по дороге к Балхару. Эту ветку газопровода давным-давно должны были провести, но то нет бюджета, то нет спонсоров. Так и ржавеет газовая труба, идущая к селу издалека. Так и живут сегодня аульчане без газа, греясь холодными зимами дровами и кизяком.

Aul Balhar budushhee sela i promysla

Снижается количество учеников в балхарской средней школе. Если 20 лет назад в школе было 2 выпускных класса по 25 человек, то в 2015 году школу окончили всего три ученика, а всего во всех 11 классах – 50 школьников. Если выпускник решает поступать в высшее учебное заведение, то чаще всего это означает, что его семья вместе с ним переезжает в город.

Абдулжалил Абакаров, глава сельского поселения «Балхар», в которое, кроме собственно аула Балхар входит небольшое село Къюли, рассказывает о проблемах, стоящих перед ним. Очень сильно урезан бюджет села, практически нет средств на уборку мусора и поддержание в порядке внутрисельских дорог. В селе числится около 50 предпринимателей, которые на деле занимаются бизнесом в городах Дагестана. От этих предпринимателей доход для села мизерный, так как они платят вмененный налог или процент с оборота.

Многие жители села держат крупный рогатый скот, но так и не решено, кто и где их будет пасти. И выходят эти бычки, коровы и телята утром за околицу села и идут пастись на чужие огороды. А все скандалы, связанные с потравой огородов, ложатся на голову главу сельского поселения.

«В селе остаются старики, которые получают пенсию в пять-шесть тысяч рублей. Они всю жизнь работали на колхозы и совхозы, столько труда в них вложили. Таким людям надо давать золотые медали. А помочь им я ничем не могу. Только если понадобится, могу отвезти их документы в пенсионный фонд», – сетует Абдулжалил.

Проблемы сельского поселения и варианты их решения

Проблемы аула Балхар характерны для большинства дагестанских аулов. С одной стороны, аул имеет около 22 квадратных километров территории – пастбищ, лугов, огородов, террас. Эту землю можно использовать для выращивания всего – от капусты до яблок. Но никто сегодня не занимается сельским хозяйством. Около 80% земли заброшено.

У каждого жителя и у многих выходцев из села, переехавших в города, есть достаточно большие участки рядом с селом, используемые как огороды. С каждым годом все больше и больше остается незасеянных, необработанных участков. Потравы являются одной из причин этого – коровы пасутся где им вздумается.

Глава села, участковый не имеют полномочий наказывать сельчан за потраву чужого участка. В других регионах России этот вопрос определен – ужесточено наказание за выпас скота на чужой территории. Нужен закон, дающий реальные полномочия оперативно наказывать за нарушения. Закон, который позволяет по горячим следам выписать штраф, наказать нарушителя, не собирая комиссий и не дожидаясь их решения.

«Люди боятся закона, наказания, а по-другому они не понимают. Только наказание, и наказание рублем. Если увеличить максимальный штраф, то люди перестанут нарушать», – считает глава села Балхар.

Для того чтобы привлечь сельчан к труду на полях, необходимо объявить мораторий на налоги для предпринимателей, не числящихся, а именно работающих в горной зоне, на 5–7 лет. И если сельчанин в течение 5–7 лет сумел поднять хорошие урожаи, организовать производство сельскохозяйственной продукции, начать взимать с него небольшой налог, который может опять уменьшаться, если налогоплательщик вкладывает свою прибыль в расширение производства.

Для того чтобы остановить отток населения, по мнению главы села, нужно найти способы сделать выгодной работу в селе. Для этого, кроме отмены налогов, надо организовать в Балхаре современные сельскохозяйственные производства.

Балхар может стать узловым центром этнотуризма. Если оборудовать в селе несколько гостевых домов с обстановкой, характерной для старинного горного аула, Балхар станет местом, где туристы будут останавливаться на ночлег. Отсюда они будут ездить в Кубачи, Гоцатль, Унцукуль, так как эти известные центры народного творчества располагаются в достаточной близости от аула Балхар, находящегося в географическом центре между этими аулами.

Для того чтобы горный аул развивался, нужна помощь выходцев из Балхара, предпринимателей, многие из которых, проживая в городах Дагестана, зарегистрированы в селе. Среди них немало ювелиров, торгующих по всей России изделиями из серебра из золота.

Сегодня из всей суммы налогов, которые отчисляют предприниматели, едва ли два процента остается в местной администрации. Нужно в корне менять приоритеты. Руководитель местного самоуправления должен иметь не только обязанности, но и права, а также возможность их осуществлять.

Балхарская керамика сегодня

Балхарский промысел переживает не самые лучшие времена. В цеху, которым много лет руководит член Союза художников России, лежит и дожидается погоды, хорошей для обжига в печи на открытом воздухе, большое количество глиняной посуды. Всего несколько мастериц работают в этом цеху, и несколько мастериц работают на дому. Кстати, Абакар – единственный мужчина, который нарушил негласное табу и сам работает за гончарным кругом. Его высокие, в человеческий рост кувшины с налепленными на них стилизованными саклями, образующими горный аул на скале, вызывают интерес у покупателей.

К сожалению, организацией маркетинга и сбыта никто не занимается. Если раньше в этом была одна из функций министерства местной промышленности, которое спускало государственный заказ и оплачивало готовую продукцию, то сегодня только рынок диктует, что и как производить и продавать. Именно рынок заставил активизировать производство забавных игрушек – осликов, человеческих фигурок, и целых пантомим из этих игрушек, например, ослик, запряженный в арбу, на которой сидит стайка веселых детишек.

Балхарцы в последние годы приняли участие в выставке «Ладья» под эгидой Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в Москве. На Четвертом Международном фестивале гончаров в городе Скопин Московской области, известном центре гончарного промысла, балхарские мастерицы получили несколько дипломов. С большим успехом прошла «Неделя балхарской керамики», организованная Фатимой Гаммадовой в Московском доме национальностей.

Интерес в России к балхарской керамике есть. «Люди знают, что наша продукция экологически чистая, вода, которую наливают в кувшин, остается долго холодной. Наша проблема в одном: мы не умеем организовать сбыт продукции, нет элементарно упаковки для наших изделий, не налажено взаимодействие с торговыми сетями. Будет сбыт – поднимется и производство. Сейчас принято говорить, что мастеров не осталось, что работать в промысле невыгодно. Вранье. И мастера есть, и работать с умом имеет смысл», – говорит Абдулжалил Абакаров.

Если мы хотим развития промысла, обязательно нужна современная удобная и недорогая упаковка. Покупатели хотят унести приобретенное изделие не в руках, а в пакете или в коробке, еще и предварительно упакованным так, чтобы не разбить хрупкое приобретение по дороге. Для организации работы по-современному нужен маркетинговый подход, работа с крупными торговыми сетями. Реклама продукции даст положительный эффект – выпуск буклетов, каталогов, проспектов, свой сайт в Интернете, на котором можно было бы увидеть весь ассортимент продукции балхарских мастеров.

Вектор развития аула и промысла

Абдулжалил Абакаров, глава аула Балхар, делает все возможное и невозможное для развития родного села и промысла. Он привлекает в Балхар туристов, вместе с главой поселка Кубачи, ювелирного центра Дагестана, Расулом Куртаевым разрабатывает программу по этнотуризму, которую будет защищать в Комитете по туризму Правительства Республики Дагестан.

Весной 2015 года в Балхаре ярко и весело прошел праздник первой борозды, на который съехалось немало гостей из городов и районов республики. Были на празднике и иностранцы. Есть организация, которая занимается организацией туров в центры народных промыслов – недавно привезли туристов из Финляндии, которым было интересно все: и как у нас доят коров, и как делают глиняные кувшины.

Серьезную задачу, переломить ситуацию и начать возрождение аула и древнего промысла, поставил перед собой выходец из Балхара, предприниматель из Новосибирска, руководитель группы компаний «Калибр» Расул Каландаров. Он планирует решить задачу комплексно.

Первым шагом Расула в Балхаре будет организация фестиваля промыслов, который пройдет 7–9 августа 2015 года. Начнется праздник мастер-классом балхарского искусства, на который приедут гончары, энтузиасты своего дела, занимающиеся производством разнообразной керамики в других районах Дагестана, каждый в своем стиле. Обещал быть на празднике и Альберт Якубов, подвижник из Израиля, который обучает в школе детей основам мастерства гончаров.

На второй день будет организована выставка-продажа и мастер-классы дагестанских народных промыслов. Для мастеров каждого промысла – кубачинцев, унцукульцев, гоцатлинцев, ковровщиц из Табасарана – на большой площадке в центре Балхара будут развернуты специальные павильоны, где гости праздника смогут приобрести понравившиеся изделия. Будет также проведен круглый стол, посвященный проблемам и перспективам гончарного промысла.

В программе праздника большая концертная программа с участием известных исполнителей и народных ансамблей, в том числе ансамбля «Балхар», известного своим творчеством по всему Дагестану. На фестивале пройдет презентация большого красочного альбома «Балхар и балхарская керамика».

Одним из центральных мероприятий праздника станет конкурс на лучшее гончарное изделие, в котором примут участие не только балхарцы, но и мастера из других традиционных центров народных промыслов, начавших возрождаться в последние годы: Сулевкент, Испик, Зизик.

Следующий шаг Расула Каландарова – строительство в Балхаре большого центра народной культуры с залом и помещениями, часть которых будет отдана под гончарный цех, другая часть – под ювелирное производство. Здесь откроется музей керамики, комната образцов гончарного промысла, выставка балхарского народного костюма. В этом центре будет готовиться к выступлениям известный уже не только в Дагестане народный ансамбль «Балхар».

Не угаснет балхарский гончарный промысел, не исчезнет с карты России маленький горный аул. Но это произойдет только в том случае, если возрождение и развитие народных промыслов в России станет нашей общей задачей, а не уделом немногих энтузиастов.

Дополнительная информация

  • Источник: https://mkala.mk.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте