Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Вот он, аул Цыйша (с. Цыйша)

15.09.2015 14:17 admin Кулинский район 1548

Вот он - аул Цыйша, Места здесь богаты прекрасными альпийскими лугами и чистыми, студеными родниками. Тут же шумит и пенится река Цыйшинка. Местные старожилы помнят, что в лучшие времена на ее берегах стояло 19 водяных мельниц. Ныне, как живое воспоминание о них, сохранилась лишь одна. Но не беда, - когда хочется приготовить вкусную, рассыпчатую пшеничную кашу, сельские хозяйки пользуются каменными жерновами. Нехитрый это, казалось бы, «агрегат», а вот попробуй обойтись без него - и кашу не сваришь.

Цыйша - аул древний, одни насчитывают ему два, другие - все четыре тысячелетия. Особенно большой интерес представляет местное древнее городище площадью более 40 гектаров. В его северной части сохранились и поныне остатки крепости - цитадели. Специалисты считают, что строилась она еще в начале нашей эры. А еще есть научная гипотеза, что именно здесь, в городище, долгие столетия располагалась столица лаков до нашествия в 1239- 1240 гг. Кавтар-шаха. Кровавую, недобрую память оставил этот монгольский завоеватель. Лакцы бились с ним почти полгода. Но уж больно неравными были силы, к тому же силой и хитростью сумел пришелец привлечь на свою сторону кое-кого из их соседей. Но победа оказалась пирровой - дорогой ценой она досталась Кавтар-шаху. Но и у лакцев, как рассказывают народные легенды, в живых осталось всего лишь 1300 взрослых мужчин, да и те большей частью тяжелораненые.

Этот дух свободы, готовность встать на защиту родной земли проявили цыйшинцы, как и весь наш народ, в годы Великой Отечественной войны. Десятки мужчин ушли на фронт, многие не вернулись с полей сражений. Магад Туранчиев с боевыми наградами - так уж распорядилась судьба - вернулся. Были годы работы, прославился он своим умением художественной обработки камня, уважают его люди - герой войны и труда.

Вообще, цыйшинцы - народ мастеровой, как и все лакцы. Мужчины села раньше занимались отходничеством, были хорошими лудильщиками, жестянщиками, каменщиками, портными, ювелирами. Но славу во всем Дагестане и далеко за его пределами аулу принесло медресе. Начиная с 1712 по 1910 годы - два столетия - в нем обучались воспитанники-муталимы не только из Страны гор, но и из многих других регионов. Немало дало оно арабистов, ставших затем известными учеными. Это Шамсудин, Абдурахман-Гаджи, Абдулгалим Цыйшинский. Последний был философом, математиком, поэтом, лично знал и дружил с классиком дагестанской поэзии Етим Эмином. Он владел 13 различными языками, на многих из них создавал свои научны и поэтические труды. Ныне немало цыйшинцев имеет высшее и среднее cпециальное образование, есть среди них и свои ученые.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте