Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Бурши

15.09.2015 13:27 admin Села Лакского района 2652

Аул Бурши расположен в 22 км от райцентра, выше по течению реки Казикумухское Койсу на высоте 2250 м над уровнем моря. Это самое удалённое в сторону гор селение района, если не считать переселённое на плоскость селение Чаравали. До ближайшего населённого пункта Хулисма от Бурши – 10 км.

Климатические условия здесь очень суровые, поэтому основным занятием, позволявшим людям добывать пропитание, издавна было животноводство. На земле буршинского джамаата до революции было устроено 42 кошары для овец. Окружающая местность имеет богатую топонимику, которая для каждого взрослого буршинца служит устной картой.

Для историков и этнографов могут представлять интерес старинные подземные строения, оставшиеся ныне под саклями селения. Под отлогой частью аула находится четырёхугольное помещение, известное в народе как «БурчIаппал» (кабаний хлев). Оно представляет собой большой зал, крыша которого устроена из огромных каменных плит, опирающихся на квадратные каменные колонны. С четырёх сторон хлева устроены выходы наружу. Второе подземное сооружение устроено под старой мечетью, изнутри имеет округлую форму с множеством ниш на стенах. По рассказам старожилов, оно имело подземный выход к реке.

На сельском кладбище, по рассказам стариков, были надмогильные камни с надписями на арабской графике 900-летней давности. В 30-е годы они были уложены в фундаменты здания сельсовета и правления колхоза, а также кладбищенской стены.

При закладке фундамента дома М. Саламова было обнаружено захоронение, сложенное из камня, по форме напоминающее тандыр, в котором были найдены кости двоих человек, похороненных в сидячем положении, черепки глиняной посуды, спиральный змееподобный браслет с нанизанными бусинами, изготовленный из бронзы. Замир-Али Каяев, осмотревший это захоронение по просьбе Магомед-Раджаба Саламова, учившегося у него, сделал заключение, что это – захоронения язычников, а возраст поселения Бурши – не менее 2000 лет. Браслет из захоронения А. Каяевым был передан в краеведческий музей в Махачкале.

Коренными тухумами аула считаются четыре: МинтIухъул (к этому роду принадлежат и Нажу-Кьюжухъул), Гьиги-ХхутIахъул, Аьрабустанхъул и Кьакьрахъул.

Пастбищ на землях аула много, а пахотной земли мало. Поэтому для посевов устраивали террасы на южных склонах правобережья реки.

Юзбаши (старосту) аула выбирали на год. Каждую пятницу он на годекане отчитывался перед джамаатом, там же обсуждались все важные для общества вопросы. Такова была горская народная демократия. За справедливое решение всех проблемных вопросов в джамаате юзбаши из рода Минтуевых Рамазан более 50 лет переизбирался на эту должность.

Директорами школы работали: Цаххаев Ибрагим, Магомедов Шахбан, Какраев Юсуп, Магомедов Курбанмагомед.

В селе раньше было две мечети. В большую (джума) мечеть была проведена вода.

Когда уборка посевных заканчивалась и скотину заводили в зимние стойла, буршинские мужчины уходили на заработки в Закаталы и в Кюринский округ. Те, кто на заработки ходил в Табасаран, научились лудильному ремеслу. А кто уходил в Закаталы, овладели мастерством златокузнеца. Из них известными мастерами по золоту и серебру стали ЩутIухъал АхIмади, его сыновья Ибрагьим, МухIаммада, МухIаммад-Наби; братья Аьли-Оьмархъал Оьмари и Юсуп; Щурпихъал Аьбдуллагь и его сыновья МухIаммад, Даниял, Муртузааьли. Аьбдуллагь в одно время работал в Кумухе у зажиточного человека из рода Дялла-ПIиллахъул. Изготовленный им браслет демонстрировался на выставке в Петербурге.

В российские города впервые ушли в отход братья ХIалади, Билади, Якьуди, Шяуди, Гъажади. Они дошли до Ростова. После них и другие проложили дорогу в Россию. Когда возвращались домой, они нанимали вагон и нагружали его мукой до Буйнакска, оттуда на арбах привозили муку в Кумух, потом на лошадях – в Бурши.

До революции в ауле не было ни одного взрослого человека, не обученного грамоте на арабской графике. Многие буршинцы проходили обучение у шейха Мамма-Дибира из Арчи. Получив от него разрешение работать дибирами, Нажу и Расул открыли в селе медресе.

Коллективизация в селе началась в 1932 году – было создано сельхозобъединение из 5 семей и для него приобретено два сепаратора молока. А в 1936 году уже был образован колхоз им. Тельмана.
Председателями колхоза работали: Минтонов Муса, Алиомаров Цахай, Магадов Шахбан, Халилов Рамазан, Гамзатов Лукман, Магомедов Загиди, Какраев Лукман, Мухаев Магомедхан, Расулов Расул, Махачев Махач, Алилов Алил.

Школа в селе была открыта в 1923 году. Первый учитель был из Чуртаха, звали его Гаджи. Обучение велось на латинской графике. Из уроженцев села первым учителем стал Рамазан Халилов. В 1950 году школа была преобразована в семилетнюю.

Председателями сельсовета работали: Закумов Иса, Гапуров Халил, Рамазанов Омар, Султанов Мирза, Абдуллаев Мирза, Гасанов Джахпар, Шабанов Иса, Гамзатов Лукман, Какраев Джабраил, Султанов Магомед, Цахаев Ибрагим, Абдуллаев Курбанмагомед, Абдуллаев Бадави, Магомедов Гасан-Гусейн.

С началом Великой Отечественной войны из Бурши на фронт было призвано 70 мужчин. Из них не вернулось 25.

Многие были награждены орденами и медалями: Рамазанов Камиль – орденом Красной Звезды и Отечественной войны; Шейхов Магомед – орденами Славы II и III степени и Отечественной войны; Абдуллаев Гаджимагомед, Алиев Саъду, Багачев Гаджибутта, Закулов Гасан, Бутинаев Гасан, Какраев Джабир, Рамазанов Рагим, Сулайманов Гаджи, Шутунов Абдул-Манап – орденами Отечественной войны.
Под руководством Мамедова Загиди колхоз им. Тельмана стал одним из самых передовых в районе.

Сегодня в селе проживает 40 семей. Много сельчан ныне живёт в Махачкале. Всего же семей уроженцев Бурши насчитывается более 400.

Среди достойных сыновей и дочерей своего села буршинцы называют имена: Цахаева Омаргаджи, Шабанова Малика, Саламова Гусейна, Мухаева Магомедхана, Цахаева Султана, Гасанова Ильяса, Халикова Магомеда, Шабанова Шарапутдина, Шабанова Юшаъ, Курбанова Рашида, Якубова Магомеда, Алилова Сайдулаха, Рамазанова Сайпулла, Хуталиева Шамиля, Какраева Рустама, Халилова Халика.

1886 год. В селении Бурши было: хозяйств – 123, лошадей – 49, ишаков – 7, рогатого скота – 215, баранов – 1752, пахотной земли – 507 саб или 25 десятин.

1914 год. В Бурши проживали 881 человек.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru
  • Страна: Россия
  • Субъект федерации: Дагестан
  • Муниципальный район: Лакский
  • Национальный состав: лакцы
  • Конфессиональный состав: мусульмане-сунниты
  • Часовой пояс: UTC+4
  • Автомобильный код: 05

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте