Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Как появилось название села Унчукатль и когда?

27.11.2015 06:20 admin Унчукатль 818

Село Унчукатль появилось, примерно, в XII-XIII вв. Жители маленьких поселений и хуторов решили поселиться в одном месте, чтобы сообща решать сельские дела, а если нужно защищаться от врага, угрожающего интересам всего селения. Для этого все перечисленные выше поселения выделили из своих наиболее известных тухумов (родов) старейшин, т.е. кьат1ов, им поручили решать все вопросы и выбрать место для создания нового села. Кьат1 выбрал место для нового села. В народе сохранилось старинное предание об этом. В местности, где располагалось селение К1улуша, было много змей, их находили в помещении, в детских люльках, в постелях, в войлочных паласах и шубах. Рядом с селением К1улуша есть небольшая горка, которую и поныне называют Гьаттахаллил бак1у (от слова гьатта-змея) т.е. горка змеиная. Поэтому к1улушинцы еще раньше решили, оставив свое село, куда-нибудь переселиться. Поля их были обширны и охватывали чуть ли не всю равнину до теперешней дороги, ведущей из села в Кумух. Когда пахари отпускали волов в обеденный перерыв, волы шли к речке на водопой и потом там же отдыхали, после чего поднимались на холмик (там, где теперь дом Кайдарова) и паслись на нем, оставаясь там и на ночь. Вот эту местность, как наиболее удобную, и выбрали для нового селения. Къат1 при этом руководствовался и другими соображениями. Эта местность в те времена принадлежала хутору Хъуцралу, жители которого не препятствовали переселению других. С обеих сторон эта местность омывалась двумя довольно большими речками, что было удобно и для скота, и для населения. Само по себе это место стало центром для всех переселяющихся сюда жителей из других хуторов и сел. Кроме того, к новому селению были ближе леса: Т1амакьалу, Т1амах1аллил рат1 и ялу Арусси. Таких мест, где были рощи и небольшие лесные массивы, в нашей местности в те времена было немало, как например, Рах1аялу, Чапур гьан и др.

На том месте, где сейчас расположено село Караша, в те времена селения не было. Карашинское селение тогда было за горой «Къимизу», вернее левее в местности Ссуттиях. До места «Садал ламу» все поля были нашего селения. И сейчас есть тропа, идущая из Караша в селение Къурла, вот до этой тропы раньше все земли принадлежали нашему селению.

Место нового поселения наших предков особенно в отношении обороны и защиты от внешних врагов было самым удобным. Вот это место к1ат1 и решил выбрать для населенного пункта. После этого кьат1 решил дать новому поселению название. Решен был этот вопрос довольно демократическим путем. При выборе названия некоторые из состава кьат1 начали давать названия своих хуторов К1улушалу, Хъахъиялу и т.д., но большинство кьат1 не согласилось с тем, чтобы было дано имя одного села или хутора. Тогда кьат1 решил добавить к слову - кьат1 еще одно слово - гьарчу (что означало - все) и получилось название Гьарчукьат1.

Этим названием осталась недовольна часть пришедших из К1улуща, и они переселились на новое место и создали там себе новое село К1улушац, приблизительно около селения Чуртах, но часть населения еще долго оставалось там же, те. в старом селе К1улуша. Есть предание, видимо правильное, что в 1450-1451 годах разразилась холера в селениях Лакии, в том числе, конечно, и в К1улуша. Тогда многие умерли, а оставшиеся в живых перешли в новое поселение.

Поселение наше уже существовало в начале XIII в. В 1252 году, по проведенной монголами переписи населенных пунктов Дагестана, село наше было обложено данью в шесть ослиных вьюков масла. После переписи село наше значится уже не как Гьарч1укьат1, а как Гьуч1укьат1, а со временем же название трансформировалось в Гьунч1укьат1. Теперь мы знаем, как и когда получило наше поселение название Гьунч1укьат1 Дальше в нашем повествовании мы будем употреблять название Унчукатль, полученное из слова Гьарч1укьат1.

Прежде чем писать об Унчукатле, хочу рассказать об одной местности, которая очень крепко связана с нашим поселением и которую никак нельзя оставить без внимания. Речь идет о юге нашего села. Там в 3-х - 3,5 километрах от села в сторону Кумуха есть место под названием "Нук1ра бак1у" (в переводе на русский язык “Холм трупов" или “Гора трупов").

Почти на юго-западе под этой горой расположена Щаххубалу, а на севере “Бигьатта-балу" в переводе “Легкая могила". В местности “Шаххубалу" есть могильники, до сих пор неисследованные. К какому периоду они относятся не известно, но в народе говорят, что они не исламские. В старину про эту местность передавали легенду будто бы там существовал небольшой аул, но, когда в Лакии жили шамхалы, людей этого аула якобы переселили в поселение Гьухъал и вместе с обществом Гьухъал образовался один джамаат. Полагали, что это их могилы исламского периода, но позже узнали, что могилы эти времен язычества. Под самой "Нук1ра бак1у" на другой стороне есть погребения, о них известно еще с дореволюционных времен. Там был небольшой участок Хаппажовых, на котором еще до 1914 года во время пахоты находили всевозможные разбитые глиняные горшки, бусы, бронзовые браслеты и даже железный меч, покрытый ржавчиной. При пахоте лемех плуга выворачивал камни с саркофагов, вскрывал их, из-за этих захоронений хозяева участков оставили их, перестали пахать и превратили в сенокосные участки.

В 1927 году на этом участке были проведены раскопки и вскрыта мужская могила. Мужчина был похоронен в полулежачем положении, на локтях его были бронзовые браслеты, по правую сторону его лежал ржавый меч, он был настолько ржавым, что в руки взять его было невозможно. Тут же находился глиняный кувшин, но он был треснутым и наполовину заполнен глиной. В другой могиле нашли останки женщины, на руках которой были браслеты, а рядом на правой стороне глиняное блюдце полное разноцветных бусин. На дне блюдца была бронзовая пластинка, но этот кусок бронзы никак не отделялся от блюдца. Женщина, видимо, была одета в шелковое платье, но оно почти истлело, т.к. вода проникала в могилу. Все вещи были направлены в Дагестанский музей к директору Павлову. Если не ошибаюсь, он тогда был членом оргкомитета института Дагкультуры и был руководителем библиотеки им. А С. Пушкина Тогда же мы определили, что все эти могильники были языческие.

В 1921 или 1922 году житель нашего села Ибрагимов Ибрагим Магомедович (Къавчалав) во время пахоты своего участка в местности Бигьаттавалу обнаружил каменный саркофаг, а в нем стеклянный графин, который и поныне находится в семье, вернее у его сына Жамалутдина. На вид графин небольшой, матового цвета, а внутри него еще один маленький стеклянный графинчик темно-синего цвета. Как установили работники Дагестанского музея в конце 20-х гг. графину 770 лет и производили их в старину в Средней Азии. Как и когда попал он к жителям городища Бигьаттавалу неизвестно. Могут сказать, что Аллах ведает, однако не возлагая надежд на него, мы можем узнать, кто жил в старину в этой местности и какую связь имели они со Средней Азией, если произведем раскопки.

Дошедшее до нас предание гласит, что в древние времена на верху “Нук1ра бак1у" существовало маленькое городище и строение похожее на средневековый замок. Сюда издалека приходили люди, однако неизвестно откуда, чтобы встречать первый день весны. Они были, по всей вероятности, язычниками. Приезжая на это городище, они выделяли жрецов или наиболее авторитетных почетных людей и посылали их на священную гору, а священной горой считали тогда "Вац1илу". В ночь на утро первого дня весны на вершине “Вац1илу" они зажигали большой костер и этим давали знать всем лакским селениям, что настал новый год. Костер, зажженный на вершине “Вац1илу”, бывал виден почти во всех селах Лакии, а точнее в 40 населенных пунктах. Однако, как гласит предание, городище это было основательно разрушено и разгромлено более сильным врагом. В результате этого там, где было городище и замок, образовался холм трупов, потому и называют это место "Нук1ра бак1у", но, когда и кем было это все уничтожено, мы незнаем. Старики наши помнили времена, когда там были развалины и очень хорошо обтесанные камни, но жители нашего села постепенно разобрали эти камни для укрепления стен своих террасовых участков. Однако местами там сохранились следы городища и большое число захоронений. “Нук1ра бак1у" т.е. “Нурч1ал бак1у" следует хорошо обследовать археологам, как у подножия, где был найден в 1922 году графин в саркофаге, так и вершину “Нук1ра бак1у”. Не мешает проверить могильники и в местности Щаххубалу, тогда легче установить, что общего у всех этих поселений с вновь возникшим поселением Унчукатль.
Как уже говорилось ранее, до нас недошли точные данные о том, когда и как произошло переселение людей на новое место. Но мы можем точно установить, что они переселялись целыми родственными тухумами, стараясь сохранить единство и соседство. Взять к примеру, несколько домов, расположенных в нижней части села, все их жители из одного тухума: это Абдуллаевы, Дандамаевы, Гусейновы, Ахмедовы, и все они выходцы из К1улуша. Переселяясь на новое место, тухум строил дома так, чтобы обезопасить их от нападений врагов.

Образовавшийся джамаат объединял три тухумных союза, т.е. ссак1а. В верхний ссак1а вошли населенные пункты. Хъахъиялу, Мурадалу, Пунналу, Мух1ариалу, Жикьябахлу, Къиппал мащи (кипчакь мащи), Муч1алу, Гумахалу и Щаххубалу. Это был самый большой тухумный союз, те. ссак1а. В средний тухумный союз входили: Хъуц1ралу, Бюхттулщар, Тталлалу, Ласатиялу, и Аруссиялу. В нижний тухумный союз, т.е. ссак1а вошли К1улушалу, Бурманни. Каждый тухумный союз получил свое название: верхний - Хъанарская ссак1а, средний - Айдамировская ссак1а, нижний - Гузахъал ссак1а. В старину старики говорили: Хъанардал ялтту ссак1а, Айдамирхъал ляв ссак1а, Гузахъал лултту ссак1а.

Многих односельчан спрашивал я, почему так названы три союзных ссак1а, но никто толком объяснить не мог. Только рассказывали об одном Айдемире, именем которого названа средняя ссак1а. Говорят, он был односельчанин наш и погиб на войне не то в Кабарде, не то в Эндрей ауле. Рассказывали старики, что его могила находится на большом кладбище против дома Илибуттаевых. Там же была его надгробная плита и рядом ардас. Именем этого Айдамира, видимо, названа средняя ссак1а. Очевидно, также названы и две другие ссак1и. Другие толкования до сих пор не встречались.

Долго думал я над этим вопросом, очень меня заинтересовало имя Айдамира, так как это имя кумыкское. Много читая об этом, я выяснил, что Айдамиром звали одного из сыновей Эндерейского Султана Мутая (Магмута), который хотел стать шахмалом после смерти Тарковского шамхала Гирея, но Ильдар - брат Гирея претендовал на шамхальство и началась междоусобица. Сыновья Султан Мутая, во главе с Айдамиром вместе с сыновьями аварского и казикумухского ханов выступили против Ильдара и поддержавших его русских бояр. В битве, которая произошла у реки Терек в 1626 году, оба сына аварского хана и казикумухского хана сын Сурхай Мирза погибли. После смерти шамхала Ильдара в 1635 году престол шамхала в Кумухе занял Айдамир. Сыновья Ильдара, недовольные избранием Айдамира шамхалом, обратились за помощью к иранскому шаху, а отец Айдамира Султан Мутай попросил помощи у России. В этой сложной обстановке в 1640 году Айдамир был убит. Иран поддержал кандидатуру племянника Ильдара - Сурхая, который стал шамхалом.

Об Айдамире, который посетил наше село, будучи казикумухским шамхалом, в народе осталась память. За то, что Айдамир был храбрым и отчаянным, его именем нарекли в нашем селении одного из сыновей чанка, но потомки их неизвестны из-за того, что они все в последующем были изгнаны из села. Об этом рассказывал мне в 1910 году Ганапи из селения Гойми. У него тоже был сын старше меня на 2 года по имени Айдамир, который учился в русской школе во Владикавказе. Ганапи рассказывал историю об Айдамире, которую он слышал от стариков, лакцам, в том числе нашим односельчанам в своей сапожной мастерской в селе Урус-Мартане, в Грозненской области. Ганапи говорил, что и в Унчукатле был человек по имени Айдамир, могила которого находится на большом кладбище.

Итак, в нашем селении Унчукатль было три тухумных родственных союза, которые на лакском языке назывались ссак1а, все они входили в наш джамаат. Внутри джамаата и в каждой ссак1е придерживались строго установленных адатов. Так нельзя было передавать наследство умершего при отсутствии наследника из одной ссак1и в другую. Все вопросы, касающиеся села или отношений с соседними селами, решались на общем собрании джамаата и выполнялись беспрекословно. После принятия ислама жители села стали соблюдать и шариатские предписания. Например, подозреваемый в убийстве или краже имущества должен был по установленному закону выставить 50 человек из отцовского рода, которые на Коране давали клятву о виновности или невиновности подозреваемого.

Дополнительная информация

  • Источник: из книги З.Г-Г. Феодаева и А.К-И. Абдуллаева "История села Унчукатль"

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте