Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Искусство резьбы по дереву

01.10.2015 19:26 admin Культура Дагестана 453

Художественная резьба по дереву - одна из уникальных форм народного творчества, связанная с бытовым искусством дагестанцев. В древности дерево для горца было самым доступным материалом, о чем говорят деревянные формы самых разнообразных предметов: солонки, жаровни, сосуды, восходящие к глиняным прообразам. Археологический материал, сведения античных, средневековых авторов и местные предания говорят о несравненно широком распространении лесов в Дагестане.

Деревянные предметы сыграли решающую роль в формировании интерьера древнего жилища. Исследователи архитектуры Дагестана (Бакланов Н.Б.; Мовчаи Г.Я.; Хан-Магомедов СО.; Гольдштейн А. Ф. и др.) говорят, что формирование типов интерьера длилось десятки веков, вызвало к жизни разнохарактерные, оригинальные интерьеры: аварский («гидатлинский), лезгинский («цахурский»), даргинский («кайтагский»), табасаранский и др.

Формы больших и малых предметов, конструктивно родственных между собой, более всего выражены в предметах аварского интерьера. В них всегда обнажен каркасный принцип сооружения; един принцип орнаментации по лицевой стороне. Каркасный принцип сооружения ярко выражен как в зернохранилищах, предметах мебели, так и в поставцах и других малых формах - емкостях. Лицевая сторона характерна декору почти всех предметов из дерева. Декор обращен в пространство интерьера, то есть к духовному миру горца - земледельца, который был и создателем, и потребителем искусства.

Рассмотрим содержание мотивов резного дерева в опоре гидатлинского интерьера. Общий центр композиции декора ларя-цагура составляет четырехметровая по высоте и ширине опора-пилястр с гигантскими метровыми лучевыми розетками глубиной резьбы до 4 см, образующая единую плоскость с резной стенкой. Трехъярусная композиция его со сплошной резьбой в 24 мотива служит фоном для опоры. Средний ярус резной стенки несет окна, для доступа воздуха к содержимому зернохранилища.

Главным мотивом в декоре деревянного дивана, обычно стоящего между цагуром и открытым очагом в центре зала, служат розетки, завершающие все 4 стойки дивана.

Примерно в XVII в. появляется пристенной очаг (камин). Неподвижный ларь заменяет подвижный с трехъярусной композицией в резном уборе передней стенки. В среднем ярусе три окна, обрамленные гофрированной лентой и большими розетками между ними. Вместе с розикямп фриза их число доходило до 30. Другое зернохранилище типа «кам» имеет на фасаде две настоящие и три ложные декоративные дверцы. Все несут крупные розетки.

Доминирующая многолучевая розетка украшалась прямыми и спирально-косыми лучами, крестообразной четырехветковой спиралью или шестиветкрвой с миндалевидными лучами. Многолучевые розетки великолепно сочетались со строчными мотивами, образуя сложные зоиалыю-концентрические композиции.

Характерный для изделий аварских мастеров орнамент - плетенка, двухлепточный жгут, соединение по принципу «цени», т.е. без промежуточных узлов. Техника резьбы применялась самая разнообразная - от штриховой до глубокой в 3-4 см. Чаще всего комбинированная.
Плоская опора с валютообразпым завершением являлась центром не только всего резного декора, но и всего интерьера. Фронтальное изобразительное решение опоры, его богатырские размеры придавали столбу-пилястру символическое содержание и эпический характер. Он как бы господствовал над всем пространством однокамерного жилища.

Исследователи справедливо видят в основе силуэта опоры древний символ божества земледельцев - Великой матери природы (Мовчан Г.Я.; Гольдштейн А.Ф.; Дебиров П.М.). Это подтверждают наскальные рисунки и валютообразные фигуры на керамике бронзового века, материал по фольклору и мифологии дагестанцев (Котович В. М.; Халидова М. Р..; Алихапова А. и др.)

Позднее предметы из резного дерева приобретают более декоративные формы. Постепенно теряется прежняя органическая связь художественной формы и резьбы с интерьером жилища. Мастера ищут новые, более эффективные приемы резьбы. Распространяется ажурная (просечная) резьба, которая часто приобретает накладной характер, т.е. закрывает декорируемый участок. Такие лари изготовляются в с. Бацада (Гунибский район). Мелкая резьба по предварительно окрашенной в черный цвет поверхности широко применяется мастерами из с. Голотль (Советский, ныне Шамильский район). В с. Ругуджа (Гунибский район) резные деревянные изделия, особенно среднего и мелкого масштаба (корыта, подносы круглые и прямоугольные поставцы, треногие табуретки и др.), раскрашиваются масляными красками. Применяются мотивы растительного стиля. Товарный характер приобретают ругуджинские и куядинские поставцы и мерки. В продаже появляются крупные и мелкие предметы, точенные на станках - ручных, ножных и с водяным приводом. Во всех аварских селениях можно встретить точеные круглые тазы в диаметре более одного метра, изготовленные на станках с водяным приводом, из цельного кряжа ствола, изготовленные на станках. В рассматриваемое время (начиная с XX в.) раскраска глубокой резьбы с растительными мотивами встречаются на дверях и окнах не только в богатых домах, но и в домах среднего достатка.

К художественной обработке дерева относится и весьма оригинальное искусство унцукульцев -насечка металлом по дереву. Самыми ранними изделиями здесь были курительные трубки. Они делятся на пастушечьи и для продажи. Трубки первой группы, вернее сам корпус для набивания табака, до сих пор встречается в тайниках в пещерах вокруг с. Унцукуль. Их декор и техника позволяют думать, что прототипы их были глиняными и инкрустировались белой пастой как древние керамические мелкие изделия черного цвета.

Для изделии ХIХ-ХХв. (палок,тростей, стеков, трубок, кнутовищ, портсигаров и др.) применяется древесина кизилового дерева, которая в изобилии имеется в с. Унцукуль. Рисунок наносится с помощью циркуля и шила. Узор выполняется десятками тысяч точных движений рук мастера: вклиниванием ленты мельхиора, срезанием концов ударом молотка доходящих иногда до 30 тысяч операций. Широко применяется и разрабатывается тип отвесной композиции, которая хорошо гармонирует с формой палок и тростей.

Именно трости, палки, стеки, трубки и табакерки стали тем ассортиментом, который вывел унцукульское искусство за пределы Дагестана и Кавказа. Оно известно во Франции, Англии, Германии и Америке. Известный мастер-унцукулец Магомед Юсупов имел мастерскую в Америке до 1914г. Такими же предпринимателями были мастера Хасбулат Магомедов, Магомедали Хожол, Магомед Тутумилав, совершавшие поездки в Азию, Европу. Америку. Это способствовало расширению применяемого сырья - использованию абрикосового дерева и красителей для тонирования изделий.

Орнамент изделий был чисто геометрического стиля. Ведущими схемами фигур становятся окружность и своеобразный завиток, который в виде заштрихованных лент образует всевозможные замкнутые композиции. Есть и самостоятельная сетчатая композиция (жубараб), состоящая из заштрихованных квадратов, ромбов. Часто применяются круги из металла, кости, рога. Сами гвоздики, укрепляющие вставки, выступают как точки, образующие элемент мотива. В целом светлый узор на коричневом фоне выглядит весьма эффектно.

Применяется техника и другого рода: узор наносится на палку трости при помощи выжигания черных точек и линии на кремоватом фоне. Изделие затем полируется, покрывается прозрачным лаком.

Современные изделия унцукульского искусства - это подарочные, музейные и выставочные заказы. Предметы сравнительно большие и сложные: вазы, винные сервизы, туалетные столики, тарелки, подсвечники, пудреницы, женские украшения, реже - ступки, поставцы, ковши, мерки и другие изделия, не выходящие за рамки сувенирной индустрии.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте