Георгиевская ленточка

Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Лаки: краткая историческая справка

14.09.2015 18:32 admin История лакцев 3081

В глубине дагестанских гор, в самом центре хорошо известного этнического многоцветья нашего гордого и сурового края издавна живет небольшой народ, известный под названием лаков. Численность его никогда не была особенно велика (по переписи 1989 г. их 119 тыс., а по переписи 2002 г. - 140 тыс. чел.). Древние персы и греки, римляне и гунны, хазары и арабы, сельджуки и монголы, короче, все те, кто в разное время приходил на Кавказ или прошел через него, имели столкновение с лаками как с организованной военной силой и оставили в их истории более или менее заметный след. Наиболее раннее средневековое государственное образование на территории Дагестана оказалось на земле лаков или, во всяком случае, включало их как ведущую составную часть.

Laki kratkaja istoricheskaja spravka 1

Арабы, принесшие в Дагестан на острие меча религию, нашли в лице лаков не только среду, благоприятную для ислама, но и энергичных помощников в его распространении среди соседей.

Лакцев стали называть кази-кумухцами. Арабы сочли нужным именно на их территории на основе уже имевшихся традиций заложить основы нового государства - шамхальства, и столица лаков - Кумух - надолго стала одним из доминирующих политических центров Дагестана.

Во многих исторических хрониках Дагестана поддерживается значение шамхалов (правителей) Кази-Кумуха, которые, по преданию, являлись потомками одного из дядей Пророка и получали подати почти со всей территории Дагестана и Чечни. На протяжении долгого времени лаки (казикумухцы) вели войны во имя ислама со своими соседями. Надо сказать, случай исключительно редкий для Дагестана. Если и поднимали дагестанцы оружие друг против друга, то только лишь за идею, и кончалось всегда это противостояние торжеством идей, не оставляя заметных следов межнациональной вражды, никаких приобретений они друг от друга никогда не имели.

Laki kratkaja istoricheskaja spravka 2

Прошелся по территории лаков и знаменитый Тимур. Пришедший на помощь тогда еще немусульманам, но родственным соседям акушинцам (даргинцам) шамхал казикумухский погиб в бою, его же войско испытало горечь поражения, а уцелевшие воины были отпущены Тимуром после горьких упреков за их "отказ" от присущих им прежде традиций газиев. С этим же походом Тимура связана лакская эпическая песня "Парту Патима" - о национальной героине, поднявшей народ на борьбу против чужеземцев и победоносно сражавшейся во главе лакского войска против иноземцев.

Вплоть до первой трети XVII в. Кази-Кумух сохранял свое ведущее политическое место в Дагестане, его шамхалы вели частые войны с Кабардой за доминирование на Северном Кавказе, но после переноса столицы шамхальства на кумыкскую территорию в Тарки оскорбленные лакцы откололись от него и избрали себе отдельного правителя (халклавчи) из другой ветви того же шамхальского рода. С этого момента начинается уже история отдельного Кази-Кумухского ханства, не прекращавшего играть активную политическую роль в Дагестане и Закавказье. Особенно заметный след в истории народа оставили XVIII и начало XIX вв., связанные с деятельностью весьма пассионарных личностей: "Чолак Сурхайхана, Магомедхана и Сурхайхана" (кунбутта) - деда, сына и внука - правителей, чьи энергия, политические амбиции и личная храбрость вышли далеко за пределы сил, возможностей и интересов их хотя и мужественного, но малочисленного народа. Жизнь всех этих трех правителей прошла в беспрерывных войнах с Ираном, закавказскими правителями, а главное - с Россией, начавшей с этого времени прочное утверждение на кавказском перешейке.

Laki kratkaja istoricheskaja spravka 3

Надо сказать, после захвата Кази-Кумуха в 1820 г., при Ермолове, русскими войсками князя Мадатова ханство стало составной частью Российской империи, но во всех бурях Кавказской войны лакцы принимали где прямое, а где косвенное, но активное участие. Духовным наставником Шамиля был шейх Джамалуддин Казикумухский, конницей Шамиля командовал Магомед-Эфенди Гойминский, одним их военачальников был Бох-Магомед Казикумухский, а торговлей ведал купец Муса Казикумухский, делопроизводителем Шамиля был взятый в плен вместе с Шамилем в Гуни-бе Омар Хурукринский.

Не примирились лакцы со своим подневольным положением и после полного покорения Дагестана. Они приняли активное участие в кровопролитном восстании горцев Дагестана и Чечни против России в 1877 г., и после его поражения были подвергнуты тяжелейшим наказаниям. Основные главари восстания были казнены, иные сосланы в Сибирь, а 6 тысяч участников высланы с семьями в Саратовскую и Псковскую губернии. Многие из них там погибли, а уцелевшие вернулись на родину после амнистии 1883 г. в честь коронации нового императора Александра III.

Laki kratkaja istoricheskaja spravka 4

Практичные лакцы поняли бесперспективность и тщетность попыток восстановления былой независимости при необъятной мощи Российской империи и обратили свою энергию и честолюбие в сторону других, мирных и достойных их форм борьбы за выживание. Тем более что их суровая и скудная родина не позволяла им забывать ни на один день о необходимости постоянной, тяжелой борьбы за хлеб насущный. Хлеба, который давали маленькие горные клочки земли хватало на три месяца, отгонное животноводство было связано с тяжелыми ежегодными перекочевками на юг и обратно. В этих условиях у лакцев получили широкое распространение всевозможные кустарные ремесла. Целые аулы стали специализироваться на различных производствах: имелись аулы лудильщиков, медников, кузнецов, ювелиров, часовых мастеров, сапожников и т.п. На чем бы они ни специализировались, изделия лакских мастеров повсюду ценились очень высоко. Лакские кустари встречались почти во всех городах России, многие из них вышли за пределы империи и появились в Берлине, Париже, Японии, США. Причем во всех городах у лакских мастеров имелся четко разработанный кодекс чести и взаимной поддержки, которого они, тесно связанные духовно и физически со своей маленькой родиной и любящие ее, неуклонно придерживались. Некоторые из них благодаря своей природной сметливости, умению уживаться в чужой среде сумели достичь успехов в странах пребывания. Известен случай, когда лакский ювелир занял пост министра финансов у эфиопского негуса, а его сын Насибу, командуя войсками Эфиопии в итало-абиссинской войне 1936 г., стал национальным героем этой страны.

В конце XIX и начале XX вв., перед революцией, лакцы быстрее других стремительно втянулись в капиталистические отношения и потому вошли в водоворот семнадцатого года менее иммунизированными против принесенной из России в горскую среду болезни классовой борьбы. Во имя революции они, как говорится, кинули в огонь лучших сынов.

В годы Великой Отечественной войны лакцы, чуть более других проникнутые чувством общей огромной Родины, без оглядки отдали все во имя победы над Гитлером. Абдурахман Даниялов в своих воспоминаниях о годах Отечественной войны отмечает, что у лакцев практически не было дезертиров. На войне погиб каждый десятый лакец. Накануне войны число лакцев достигало 54 тысячи человек, и они дали стране 5 Героев Советского Союза, из них один дважды Герой, по одному человеку стали национальными Героями Италии, Франции и Польши.

Из 25 млн рублей, собранных дагестанцами в помощь фронту в годы войны, 14,7 млн были собраны именно лакцами. Шестой Герой Советского Союза добавился уже в 80-е годы - это летчик-космонавт Муса Манаров. На сегодня это единственный народ в стране, изъявивший добровольное желание уважить чувство родины репрессированных чеченцев-аккинцев и переселиться на худшие солончаковые земли, уступив чеченцам политые за полвека их потом и неузнаваемо преобразованные ими земли.

В наши дни, зализывая и общие для всей страны, и свои собственные специфические раны, связанные с распадом СССР, лакцы, сплачивая ряды, мобилизовывая лучшие свои силы, с присущей им устремленностью вперед вливаются в перестроечный водоворот новой, не до конца предсказуемой российской, общекавказской дагестанской жизни. Они выживают и в этот период жизни, выдерживая развал экономии, сельского хозяйства, системы народного образования и культуры лакского народа.

Однако приходится признать, что, несмотря на насыщенную и богатую историю, сегодняшнее состоя лакского этноса и самой Лакии вызывает глубокую тревогу. В свое время известный лакский поэт Мугуттин Чаринов писал:

Ах, родина предков, лакская земля,
Ты каждому из нас родимая мать.
Какое бы благо ни сулила чужбина,
Мы оставить тебя не можем никак.

И в то же время основная черта сегодняшнего дня Лакии - это именно то, что ее интенсивно покидают сыновья. Когда пересекаешь лакскую границу, первое, что бросается в глаза, - заброшенные, заросшие дерном поля, опустевшие пастбища и изобилие развалин в селах. Повсюду ощущается тоска. Причин много. Это и разваленные колхозы, к которым люди уже успели привыкнуть, утратив навыки индивидуального хозяйства. Это отсутствие сельскохозяйственных орудий, нет традиционных волов и сох, молотильных досок, нет и современных тракторов и комбайнов. Люди не знают, куда девать шерсть, ее нигде не принимают. Дежурная раньше в каждом лакском доме еда (брынза) и та исчезла. Работы нет. Даже в военные годы в селе Вачи Кулинского района была великолепная ткацкая артель, где из шерсти ткали отличные свитера и другие изделия. Работал не один десяток женщин. Какой мощный колхоз был у кулинцев! Куда же делись табуны лошадей, огромные отары МРС, племенные высокоудойные коровы? До сих пор сохранились добротные здания мастерских и скотных дворов.

В советское время обычно интересы той или иной нации превалировали при решении многих вопросов. Сейчас эта традиция ушла в небытие. Например, якобы в интересах сокращения различных учреждений именно из чисто лакских районов убрали почтовые отделения, банки, пенсионные отделы и другие. Не подумали ни о старых людях, ни о рабочих местах в хиреющих районах. Национальные интересы лакцев, к сожалению, оказались на десятом плане. Я думаю, у наших дагестанских властей на первом плане должны быть интересы сохранения всех без исключения наших народов. У нас общая родина, общая кровь, без одних нет и не может быть других. Властям нужно бы подумать о мерах сохранения и возрождения районов.

Laki kratkaja istoricheskaja spravka 5

 

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!


Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте