Лакцы — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского, Кулинского и Новолакского раонов.

Ницовкра - горская аристократия, люди эпохи

15.09.2015 08:21 23.01.2016 09:29 admin Известные выходцы из Лакского района 1518

c. Ницовкра всегда славилось горской аристократией. Отмечают ,что джамаату Ницовкра была вручена грамота за то ,что в течение длительного периода времени не произошло ни одного случая нарушения исламских канонов, горских адатов и государственных законов.

Строгое соблюдение горского этикета и шариатского права - вот что выделяло ницовкринцев. В Ницовкра находился шариатский суд Казикумухского округа. В нем всегда царила обстановка порядка и благочестия. Мощеные улочки отличались чистотой, а скот содержался за пределами села, в специально отведенном месте.У казикумухской аристократии к Ницовкра было особо благосклонное отношение. Об этом до сих пор помнят их потомки.

Выходцы из с.Ницовкра владели мастерскими по всей территории России, Средней Азии, Закавказья.

Идрис Шиллаев( отец Абуталиба Шиллаева) владел мастерскими в Иркутске и в Турции.

Из с.Ницовкра вышло много знаменитых общественно-политических деятелей, оставивших след в истории и памяти народа. Коротко о некоторых из них.

Ибрагим-Хаджи (дядя матери Гаджи Саидовича Шиллаева) много лет был муфтием мечети в Мекке.

Сайфулла-Кади Башларов- шейх всех трех тарикатов, распространенных на Северном Кавказе, являлся муфтием Дагестана и Северного Кавказа, был избран делегатом в Государственную Думу от мусульман Кавказа, известен как врач и ученый. Могила Сайфуллы-Кади в Казанище (недалего от г. Буйнакска) является зиаратом для мусульман. Его дядя Абдуллах Башларов был соратником и сподвижником Имама Шамиля до последних дней существования Имамата.

Хасан Шуаев - известный теолог ислама, преподавал во многих медресе Дагестана. Как состоятельный узден и исламист вынужден был скрываться от советской власти в Средней Азии, где трагически погиб.

Хасан Цунтаев также как авторитетный богослов, человек, владеющий по тем временам большим состоянием, несогласный с политикой новой власти, был объявлен врагом и подвергся преследованиям со стороны большевиков. Он с братом прятались в лесном горном массиве в Белоканах( на территории Азербайджана), найдя приют у кунака из местных аварцев. Чекисты определили место нахождение братьев и окружили их, но они вместе с кунаком отказались сдаться., приняли бой и героически погибли. В памяти людей они остались как борцы за веру и почитаются как святые шейхи. Они похоронены на кладбище в одном из аварских аулов в Белоканах. К их могилам до сих пор приходят люди, как на зиарат.

Магомед-Гаджи Шиллаев- один из известных в Дагестане того времени общественно-политический деятель. Человек чести и достоинства , умный, благородный, он пользовался огромным авторитетом в народе. Магомед-Гаджи входил в состав Губернаторского Совета, был участником многих съездов. Когда Генерал-губернатор посещал Казикумухский округ, он останавливался в его доме. Это был большой двухэтажный дом с мебелью, с картинами на стенах, с аятами из Корана, расписанными на резной из дерева веранде, с водопроводной системой, с внутренними туалетами на этажах. На строительство дома были приглашены лучшие дагестанские каменотесы из Телетля и других сел.

Nicovkra gorskaja aristokratija ljudi jepohi 1

Шиллаев Магомед-Гаджи был богатым узденом: ему принадлежали громадные территории пастбищ в Казикумухском округе, известный "Ханский лес"(со стороны Дучи), магазин в Кумухе, где торговали импортными товарами и картинами. Магомед-гаджи Шиллаев имел обширные кунацкие связи по всему Дагестану и за его пределами. В круг его общения входили известные люди того времени. Он часто выезжал в разные районы Дагестана по приглашению местных общин, чтобы примирить враждующие стороны. Магомед-Гаджи Шиллаев остался в памяти его потомков как пример прогрессивного мышления, горской дипломатии, мужества и силы.

Магомед-Саид Шиллаев ( сын Магомеда-Гаджи) запомнился как символ стойкости исламским убеждениям. Никакие угрозы, ни наказания и лишения не смогли остановить его проповедовать каноны ислама и ходить в мечеть в коммунистический период. Во время коллективизации был лишен всего имущества, нажитого предками сотнями лет назад, и объявлен врагом народа. Зимой 1930 года был арестован спецотрядом. Увели, не разрешив ему надеть на себя верхнюю одежду. Тогда же братья Цунтаевы ушли через горы в Азербайджан.

Magomed Said Shillaev

Магомед-Саид был осужден, отправлен в Сибирь, где провел 5лет. Старший сын Бадави Шиллаев, которому тогда было 17лет, провел один год в одной из махачкалинских тюрем. Последствия могли быть и хуже, но в этой ситуации помогли кунацкие связи дома Шиллаевых.

Один из тех, кто несмотря ни на что, оказал открытую поддержку в те годы семье Шиллаевых, был их давний кунак, известный революционер Абдул-Манап Чанхиев из Хуты. Благодаря ему и его брату Габи Чанхиеву не конфисковали их дом, приняли в колхоз, разрешили детям ходить в школу.

В период великих перемен, когда власть переходила из рук в руки и верх брали белогвардейцы, Абдул-Манап Чанхиев скрывался в доме Шиллаевых. Классический пример горских кунацких отношений.

В юности Магомед-Саид Шиллаев учился во многих медресе Дагестана. Особенный след в его памяти оставили годы учебы в Согратле и Казанище. Впоследствии он часто ездил верхом на лошади в Согратль на зиарат шейха Магомеда Ярагского, где мог повидаться и со своими соратниками. Он знал русский, арабский, кумыкский, аварский и чеченский языки. В годы жизни в Буйнакске его посещало много людей из разных регионов страны. Они целыми группами приезжали к нему, чтобы увидеть, поговорить и уезжали, довольные и благодарные за ту душевную беседу, которая еще раз утверждала их в том, что они "внутренне ( в своих помыслах) и внешне( в поведении) " должны подчиняться религиозным предписаниям Святого Корана. Коран большого размера, перевозимый на специальной коляске, написанный рукой Малла-Исмаила Шиллаева-известного ученого-арабиста того времени, он передал в Буйнакскую мечеть. Магомед-Саид Шиллаев прожил свою жизнь как истинный мусульманин, для которого духовное начало оставалось главным смыслом жизни.

Gadzhi Saidovich Shillaev

Гаджи Саидович Шиллаев(сын Магомед-Саида Шиллаева) всю свою жизнь посвятил педагогической деятельности. "Руководитель от Бога" - так называли его педагоги города Буйнакска. В разные годы работал в Министерстве просвещения, заведующим районо, гороно, преподавал в Дагестанском педагогическом институте, более 20лет возглавлял Буйнакское педагогическое училище №2- одно из лучших в СССР. Всю жизнь,обучая и воспитывая молодежь, помогая многим людям решать вопросы, касающиеся разных областей человеческой жизни, заслужил авторитет уважение людей. Гаджи Саидовича характеризуют как высочайшего уровня педагога и дипломата, человека европейской культуры и горского достоинства.

Дополнительная информация

  • Источник: https://odnoselchane.ru

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Последние новости

Новые материалы

Мы ВКонтакте